17 апреля 1891 года царь Александр III подписал специальный рескрипт о начале строительства Уссурийского участка Сибирской железной дороги. Сей важный государев документ был передан наследнику престола цесаревичу Николаю Романову. Месяц спустя будущий император ступил на землю Владивостока, чтобы зачитать высшее повеление, раз и навсегда переменившее жизнь людей далёкой окраины.
Всенародное ликование
- У разработчиков великого пути было два варианта строительства, - рассказывает Анжелика Петрук, начальник отдела исследований Приморского музея имени Арсеньева. - В 1887 году конечной точкой маршрута чиновники думали сделать Николаевск-на-Амуре, но через год решили, что железнодорожная ветка пойдёт именно от Владивостока.
Фактически строительство началось уже в марте 1891 года, и когда цесаревич прибыл во Владивосток, первые километры дороги уже были проложены. Но об этом мало кто знал, поэтому прибытие цесаревича Николая приравняли к чуду.
- Визит Николая Романова стал колоссальным событием, и, вместе с закладкой участка пути, было ещё несколько целей его прибытия. Важно, что цесаревич лично зачитал жителям Владивостока Манифест царя. Современным людям трудно понять, какую реакцию вызвал документ. Мы и на самолётах летаем, и на поездах добираемся до столицы. Это далеко, но всё-таки доступно. А в то время люди чувствовали себя крайне оторванными от России, будто на чужбине. И вдруг им объявили, что царь-батюшка помнит о них, возлагает на них большие надежды. Манифест воодушевил народ.
Красивая история о том, что путь Николая Романова - от Адмиральской пристани через Триумфальную арку до Успенского собора - был усыпан ландышами, стала легендой. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Весна, с которой начинался Транссиб, была в разгаре, и ландыши в городе цвели на каждом шагу.
Бесценная тачка цесаревича
19 мая 1891 года в районе Куперовской пади близ Владивостока была совершена закладка Транссиба. Цесаревич с заступом в руке, лично насыпающий землю в тачку и доставляющий её к насыпи - один из самых популярных сюжетов того времени.
- Тачка, заступ и две деревянные доски, на которые ступила нога цесаревича, были переданы в музей Арсеньева, - продолжает Анжелика Петрук. - Они хранились в музее до конца 20-х годов прошлого столетия. Потом вышел указ советских властей, предписывающий изъять из экспозиций музея всё, что связано с царской семьёй. Так, волею истории, бесценные экспонаты были выброшены на свалку. Вряд ли тогда кому-то пришла в голову отчаянная мысль сохранить антисоветский «компромат».
Впрочем, абсолютно всё «царское» вытравить из стен музея так и не удалось. К примеру, сохранился коносамент с парохода «Кострома», на котором привозил два ящика подарков Владивостоку будущий император. В постоянной экспозиции музея выставлена уникальная модель каяка от князя Константина Романова, покровителя флота и коллекционера макетов судов.
Привокзальный фуршет
После церемонии закладки Владивостокского участка Транссиба, цесаревич был и на закладке железнодорожного вокзала. В память об этом событии Николай Романов оставил серебряную пластину с выгравированным рескриптом императора. Её копия замурована в стене зала ожидания вокзала после генеральной реконструкции 1996 года.
- По старой русской традиции после закладки устроили торжественный завтрак, пикник на свежем воздухе, столы накрыли чуть правее нынешнего здания вокзала, - рассказывает Анжелика Петрук. - До нас дошли сведения о царском фуршете, прошедшем при огромном скоплении народа. В целом, у Николая Второго были все шансы стать одним из лучших царей в истории России. Он взошёл на престол, объехав всю страну, «до самых до окраин».
К слову, первое здание вокзала было простым и скромным: каменное, в средней части одноэтажное, по краям - двухэтажное, покрытое железной кровлей. Глиняная японская старинная плитка на полах и стенах частично сохранилась и по сей день. 2 ноября 1893 года состоялось торжественное освящение вокзала, и тогда же открылось железнодорожное сообщение по маршруту Владивосток - Уссурийск. В сентябре 1897 года поезда шли уже до Хабаровска.
Кстати
Николай Романов во время своего пребывания во Владивостоке участвовал в закладке памятника Геннадию Невельскому. Заложенный императором камень должен был сохраниться до сих пор, но никто это не может подтвердить точно. Последний из династии Романовых заложил во Владивостоке и первых сухой док будущего Дальзавода. Не случайно сегодня на этом месте открыта набережная Цесаревича.
Редакция «АиФ-Приморье» выражает огромную благодарность музею имени В. К. Арсеньева за предоставленные уникальные архивные материалы. Отдельное спасибо - главному хранителю фондов Нине Беслановне Керчелаевой.