Изгои на колёсах. Электросамокатам не хватает места на дорогах

Жертвами ДТП всё чаще становятся подростки. © / Виктор Яшуков / АиФ

10 учётных ДТП с участием электросамокатов, в которых пострадали люди, произошло в Приморье с начала года. Из них 5 - во Владивостоке, по две аварии в Находке и Уссурийске, одно происшествие в Большом Камне. Получили травмы 5 человек, в том числе 2 детей до 18 лет.

   
   

Кажется, капля в море по сравнению с другими транспортными ДТП.  И летальных исходов нет. При этом с принятием новых ПДД в марте этого года требования к владельцам средства индивидуальной мобильности (СИМ) несколько ужесточились.

Но растёт тревога - жертвами ДТП становятся несовершеннолетние, пешеходы в парках и на тротуарах. Любят прокатиться с ветерком на СИМ и граждане в состоянии алкогольного опьянения. Спор  - откуда убрать самокатчиков и куда их пристроить – продолжается.

Виновник и жертва – одно лицо?

В воскресенье вечером 18 июня во Владивостоке, в районе улицы Спортивной, автобус наехал на электросамокат. Ехали аккурат навстречу друг другу. Кто кого не заметил – разбирается ГИБДД.  Стало известно, что водитель и пассажир самоката находились в состоянии алкогольного опьянения.

«На место происшествия прибыли инспекторы дорожно-патрульной службы и бригада скорой медицинской помощи, - сообщила начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Приморскому краю Елена Иванова. - Травмы получили 37-летний водитель и 33-летний пассажир электросамоката. Оба госпитализированы в нейрохирургическое отделение больницы»

По факту ДТП возбуждено административное производство по статье 12.24 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего».

По логике, нарушить правила могли обе стороны конфликта, но, скорее, вина ляжет на пьяных товарищей, взрослых мужиков, которые захотели оторваться в состоянии неадекватности. Проводится разбирательство.

   
   

Каждый подобный случай становится резонансным.

Так, в Большом Камне несовершеннолетний мальчик пересекал на электросамокате пешеходный переход, когда на середине пути загорелся красный сигнал светофора. Подросток был сбит на полном ходу автомобилистом, который не сбавил скорость.

«Было жуткое зрелище,  - вспоминают очевидцы. – Удар страшной силы.  Ребёнок и самокат разлетелись в разные стороны». Ребенок выжил, но получил серьёзные травмы.  В ГИББД пояснили, что именно он, а не водитель  авто нарушил правила. И они касаются дополнительных   требований к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих СИМ. Это не только электросамокаты, но и гироскутеры, моноколеса и так далее. 

Виноват мальчик. Это ли не трагедия для семьи, где ребёнок получил увечье, а ещё весь интернет обвиняет родителей в плохом воспитании?

Дискриминация или формализм?  

Изменения в ПДД для водителей средств индивидуальной мобильности вступили с первого марта и были подробно донесены общественности сотрудниками ГИБДД. По-прежнему СИМ не подлежат госрегистрации и на них не нужны водительские права. Но в ряде случаев водителей могут направлять на медицинское освидетельствование в подозрении на наркотическое или алкогольное опьянение, что и случилось в   ходе происшествия 18 июня во Владивостоке.

Изменения коснулись ограничения скорости – до 25 км/ч. Юных водителей  СИМ – от 7 до 14 лет убрали с трасс, разрешив кататься на пешеходных велодорожках только в сопровождении родителей. После 14 лет путь открыт по велодорожкам, при этом, если вес транспорта не более 35 килограммов. Можно по  тротуарам и обочинам, где нужно постараться не сбить пешехода. Можно и по краю проезжей дороги – не более 60 км/ч.

Мнения по поводу новых правил полярные.  Любители электросамокатов считают, что это полнейшая дискриминация, а противники пеняют на формализм реформаторов.

«На мой взгляд, стоит ограничить скорость самоката до 15 км/ч, это снизит опасность, - считает председатель Федерации велоспорта и триатлона Владивостока Юрий Чащин.  - Разогнавшийся до 25 км/ч электросамокат может попасть в толпу, как снаряд, травмы и летальные исходы неизбежны. Нужно ужесточить правила на уровне проката, категорически запретить ездить по пешеходным зонам»

«У самокатчиков должна быть своя среда - в парках, на закрытых территориях. Я противник того, чтобы пускать их по трассам, - высказывается байкер Дмитрий из Владивостока»

«Мы чувствуем себя лишними людьми на всём городском пространстве, - парирует водитель электросамоката Роман Крюков. – На тротуарах ругают пешеходы, на обочинах – автомобилисты, из парков выдворяют женщины с детьми. Конечно, пока не будут созданы нормальные условия, будут и скандалы, и ДТП. Очень трудно лавировать между разрешёнными зонами – иногда места нет совсем»

Между тем, инфраструктура для водителей СИМ медленно, но улучшается. Так, во Владивостоке появилась специальная разметка для электросамокатов и места для парковок.

 «Мы готовы помогать, развивать инфраструктуру, заинтересованы в том, чтобы самокаты были удобны для жителей города», — заявил пресс-секретарь организации, занимающейся прокатом самокатов по всей России.

«Мы не первые в мире проходим этот опыт, - говорит архитектор, член градостроительного совета Приморского края Кирилл Солгалов.  - Наиболее логично - выделение для этого вида транспорта специальных зон в дорожной сети, что и делается. Такие элементы мобильности, как самокаты, велосипеды, позволят решить проблемы транспорта, доехать обычному горожанину от остановки общественного транспорта или парковки до офиса или дома. Необходим комплексный подход»