Открытие мотосезона и выход на дороги большого количества людей на двухколёсных моторных транспортных средствах прямо связывают с ростом количества происшествий на дорогах. Считать ли байкеров проблемой или дело совсем не в этом?
Начало сезона
Тяжёлая авария с погибшей пассажиркой и серьёзно пострадавшим водителем мотоцикла Harley-Davidson произошла в воскресенье, 14 мая, в районе игорной зоны по адресу: Муравьиная, 73. Это случилось буквально через неделю после официального открытия мотосезона байкерским сообществом Приморского края. Кстати, одним из самых ранних открытий в стране: московские мотоциклисты планируют свой сезон открыть 21 числа. Всего неделя, и вот – минус один и его пассажир.
Связь между праздником открытия сезона и аварией, на первый взгляд, кажется очевидной, но специалисты в вопросе говорят – мотоциклист не обязан быть членом байкерской тусовки, а уж тем более – клуба. Да и последний – не казарма, и прямых, а уж тем более строгих запретов кататься в любое время года нет ни в одном организованном сообществе. А мотоциклистам- «дикарям» совсем никакие правила свободу не ограничивают.
Прямая связь наличествует только в одном аспекте – зимой на мотоциклах активно почти никто не ездил. Теперь – начали. И навыки общения с дорогой теперь восстанавливают все.
«Каждый год одно и то же. Многие автомобилисты тоже не ездили зимой, так что не мы одни вспоминаем, как водить. И, да, все отвыкли друг от друга в том числе. Водителям автомобилей какое-то время придётся привыкать к наличию на дорогах людей на мотоциклах и вспоминать, для чего по бокам автомобилей приделывают зеркала», – рассказал вице-президент мотоклуба Che-Shire BH (Чеширы) Роман (Оззи) Артюх.
Организованные в объединения мотоциклисты, – как рассказали они сами, – и «раскатываются» организованно – выбирали погожие дни ещё в апреле до массового выхода на дороги дачников, обычно воскресенья и места подальше от нагруженных трафиком трасс. Например, стоянку у «Фетисов Арены». Это встреча с одноклубниками, это снова тусовка, и это работа по восстановлению навыков. Клуб «Стая» под руководством своего вожака Джексона в этом году начинал подготовку именно так. Но практикуются и просто покатушки.
«Нет разницы – автомобилист или мотоциклист. Если пренебрегал ПДД, то в какой-то мере это его личная беда. Да, это потеря. Каждый раненый или погибший – потеря. Это всегда горе, боль и сожаление. Но каждый случай нужно рассматривать отдельно. Если человеку было наплевать на свою жизнь», – считает байкер.
На дороге все…
Права категории «В» у Романа имеются почти 30 лет. Это на байк он пересел относительно недавно – 15 лет назад. Сравнить поведение мотоциклистов и остальных участников дорожного движения он может и с той, и с другой стороны.
«Из самых серьёзных проблем, которые я вижу каждый год, – телефон в руках водителей машины. Я не видел ни одного мотоциклиста, который бы ехал с мобильником в руке и смотрел видосики или отвечал на ватсап. А водители автомобилей на скорости 90 км в час смотрят в телефон. Мне на дороге с мотоцикла это прекрасно видно. Два из трёх – в телефоне. Водители, ездящие на автомобилях ценой по 2-3 миллиона, не тратятся на копеечную гарнитуру, а разговаривают разговоры «по-боярски», держа мобилу в руке перед лицом, и говорят по громкой связи, как чай с блюдечка пьют. И очень часто при этом не пользуются зеркалами и световыми приборами, что не удивительно. Когда смотришь в экран, – не до зеркал», – поделился байкер.
Новинка последних лет на дорогах – электросамокаты – самый опасный вид транспорта, – признаёт байкер. Грамотный мотоциклист хотя бы экипирован в защитную куртку-черепаху, мотосапоги, шлем и мотоджинсы. Самокатчик же не защищён никак. У него только портфель, тапочки и трусы. А едет самокатчик быстро, хотя на скорости даже 20 километров в час это смертельно опасно. И ездят они как попало, воспринимая себя по-прежнему пешеходами, которых на дороге обычно пропускают или объезжают.
«Я видел самокатчиков, ездивших в плотном потоке машин против движения по встречке. На повороте с Луговой на Новоивановскую недавно двое проскочили мимо меня. Вообще-то появиться они могут в любом месте в любое время. Но всегда несутся быстро», – рассказал Роман.
Считать безопасными и полностью адекватными нельзя и водителей автомобилей с категорией В. Особенно тех, кто за руль сел недавно. Байкер отмечает, что со временем подготовка водителей в школах стала несколько безопаснее: они ездят по определённым маршрутам и в конце концов понимают все их особенности. И окружающие знают, где можно встретить машины со значком «У». Но, получив права, эти водители выезжают на незнакомые им участки города на дороги общего пользования. А там трафик отличается от привычных маршрутов. Многих незнакомая обстановка шокирует, и они начинают вытворять на дороге «дичь». Или пугаются и ездят, как привыкли – со скоростью 20-30 километров в час, мешая потоку, и создают аварийные ситуации.
Участники движения
Считать байкеров-мотоциклистов оторвами и отморозками, а также опасностью на дороге сами люди на мотоциклах категорически не согласны. Это тоже средство передвижения, причём, решение сесть на мотоцикл – такой же шаг, как пешеходу сесть за руль автомобиля. А вступление в клуб – следующий шаг, который сделать не так-то просто. Членство и «цвета» – клубную символику – нужно ещё заслужить. И, что характерно, их можно и потерять, в том числе за явную «безбашенность».
«Покупка мотоцикла, как по мне – дорогостоящее дело, серьёзное решение для любого мужчины, поэтому и отношение к нему не как к игрушке, и к себе взрослые мотоциклисты относятся с любовью и уважением, не рискуя зря. А если родители дарят детям мотоцикл, это целиком на совести родителей, которые должны отвечать за то, что их чадо садится за руль. Я видел, как покупают мотоцикл, чтобы ребёнок «поучился». При этом ребёнок ничему не учился в автошколе и не имел прав. И заканчивалось это плачевно. У мотоциклиста должна быть и категория, и опыт вождения. И лучше, чтобы движение происходило не самостоятельно, а в компании», – считает Оззи.
Два из трёх водителей на дороге смотрят не в зеркала, а в экран телефона.
Организованность, – по словам вице-президента мотоклуба, – зависит от формы организации. Есть клубы, в которых чётко прописан тип мотоцикла, на котором должны передвигаться их члены. Некоторые ездят исключительно на спортивных байках. Эти мотоциклы характерны агрессивной ездой, быстрым стартом, резкими торможениями. А есть мотообъединения, где ездят на тяжёлых мотоциклах-круизёрах, которые подразумевают вальяжную неспешную езду, получение удовольствия от передвижения.
И связанный с мотодвижением фольклор описывает главное: мотоциклисты бывают быстрые и бывают старые, но одновременно быстрых и старых не бывает.
Хотя не все, кто ездит быстро, заканчивают свою жизнь трагически. Люди пересаживаются на другие виды транспорта. Известен случай, когда владелец мощного спортивного мотоцикла однажды просто не смог всерьёз сесть на него. Вернее – сел, но не поехал, потому что не смог. Мотоцикл он в итоге продал. Но и на другой не пересел. В конце концов перестал быть мотоциклистом.
«Самые опасные годы стажа вождения мотоцикла 1-й, 3-й и 5-й. В первый год – водители в стрессе и напуганы, осторожничают и слишком строго соблюдают правила, чем порой подставляют окружающих и создают аварийные ситуации, мешая другим. На 3-й год начинают лихачить, чувствуя себя мастерами. И тут-то судьба многих наказывает. А на 5-й год они расслабляются и тоже подвергаются опасности. И это относится не только к мотоциклистам, но и ко всем», – поделился опытом байкер.
«Мотоциклисты более заметны на дороге. На них больше обращают внимания. К тому же столкновения автомобилей давно стали обыденностью просто потому, что их больше. За сезон ДТП с мотоциклами может произойти столько же, сколько за один день с участием автомобилей. На последние, однако, внимания никто не обращает», – рассказал Оззи.
А аварии с участием мотоциклистов всегда тяжелее: у автомобиля – просто вмятины на железе. А у мотоциклистов – до летального исхода.
В ДТП с мотоциклистом есть и вина мотоциклиста. Ему надо думать за себя, за тех, кто справа, слева, впереди и сзади, и на всякий случай – на 8 рядов вперёд.