На Пасху в Приморье звучал перезвон колоколов

Каждый колокол - уникален и неповторим по звуку. © / Александр Фирсов / АиФ

В старину считалось, что колокольный звон лечит душу и тело, а потому искусный звонарь был в почёте. Сейчас это искусство вновь возрождается, но хороших звонарей в Приморье пока мало, а таких, чтоб талант от Бога - вообще единицы. Валерий Ермолаев один из них.

   
   

Профессия - звонарь

Валерий - звонарь со стажем. На звоннице он с 10 лет, поэтому не удивительно, что первая запись в его трудовой книжке именно об этой профессии. Ещё один документ - диплом - подтверждает, что Ермолаев имеет право преподавать этот вид искусства. 

- Мой первый наставник был Сергий Хохлов, - рассказал Валерий Ермолаев. - На колокольне Введенского кафедрального собора было 14 колоколов и било - это такая плита, которая заменяла звук большого 5-тонного колокола.

Валерий Ермолаев на передвижной звоннице. Фото: АиФ / Татьяна Григорьева
В то время он учился в музыкальной школе на хоровом отделении, и одновременно занимался по классу фортепиано, сейчас пробует освоить игру на гитаре. Чем-то она пришлась по душе звонарю. 

Как признался Валерий, музыкальное образование помогало не только распознавать созвучия, но и держать ритм и глубину звука. Звонарём работать ему в радость, каждый удар в колокол - это не механическое движение рукой, а  осознанно продуманное, благодаря чему удаётся передать характер колокольного звона. Ведь он бывает разный: свадебный, заупокойный, праздничный, будничный и так далее.

Хоть куранты 

Сейчас он и псаломщик, и регент, и помощник настоятеля и, конечно же, - звонарь.

- Валерий, на Пасху вы всем желающим разрешали ударить в колокола?

- Да. Это православная традиция и я помогал селянам, сопровождал их на колокольню. Ведь ещё в Чебоксарах у меня вышел конфуз. Кто-то забыл закрыть дверь, ведущую на колокольню, а в результате один колокол оказался повреждён. Мы так и не смогли выяснить, кто это сделал, но часть рабочего инструмента звонаря пришла в негодность. Звучание треснувшего колокола, равносильно игре на кастрюле. С тех пор я стал ревностно следить за колоколами.

   
   
Те, кто не решается ударить в колокол, желает хотя бы прикоснуться к нему. Фото: АиФ / Татьяна Григорьева

Ермолаев - участник многих фестивалей колокольного искусства. Не раз демонстрировал своё мастерство в Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Владивостоке, а вот в Москве не довелось ни разу. Но, считает, всё ещё впереди.

- Сложно осваивать колокола звонницы других храмов?

- Честно признаться, да, но тяжело первые пять минут, - шутит он, и добавляет. - Потом  привыкаешь к этим колоколам, как к родным. Когда в храме посёлка Сибирцево Черниговского района появилась своя «пятёрочка» колоколов (два - зазвонных, один - старший и два - средних) я помог звонарям освоиться с ними. На «семёрке» и «девятке» возможностей игры больше, а на 14-ти - можно проявить море фантазии! 

На своей колокольне

В селе Приозёрном, где сейчас живёт Валерий Ермолаев, храм ещё только строится, но, возможно, скоро и здесь появятся колокола. А пока Валерий во время церковных праздников играет на специальной передвижной колокольне, которую специально доставляют из посёлка Сибирцево. Вот и 20 апреля Валерий известил селян радостным пасхальным звоном о приходе праздника Светлого Христова Воскресения.

Передвижная колокольня. Фото: АиФ / Татьяна Григорьева