Роман с театром: как пожертвовать всем ради любимого дела

Интерактивный спектакль театра КнАМ. © / Театр КнАМ

На три дня малая сцена Приморского театра оперы и балета погрузилась в совершенно непривычную для себя атмосферу - ни оперы, ни балета здесь не показывали. Площадка была отдана авангардному театру из Комсомольска-на-Амуре КнАМ, который приехал порадовать приморских зрителей в рамках проходящего Года культуры.

   
   

В рамках гастролей КнАМовцы показали владивостокскому зрителю два спектакля: «СУХОБЕЗВОДНОЕ» и «Любовь». 

Сцена из спектакля «СУХОБЕЗВОДНОЕ». Фото: Театр КнАМ

Хлеба и зрелищ

- Количество человек, желающих попасть в зал, меня очень пугает, - делится своими впечатлениями зрительница Мария. – Но, знаете, если места не хватит, то мне плевать, я буду сидеть на полу!

Ещё за полчаса до спектакля в фойе театра начали ходить десятки людей, а возле входов в зрительный зал столпились сотни. И чем ближе минутная стрелка приближается к 12, тем сильнее возрастает напряжение. Оно и ясно – сегодня последний день, когда владивостокский зритель может у себя дома прикоснуться к творчеству театра КнАМ. 

- Подобное я видела только в час пик на автобусной остановке. Как только к дверям подошёл мужчина, чтобы запустить зрителей, началась давка. Так все хотели попасть внутрь, - рассказывает зрительница Алина, которая смогла в этом хаосе отвоевать зрительское кресло. 

Происходящее на экране органично вплетается в сюжет. Фото: Театр КнАМ

На всех мест, конечно же, не хватило. Кто-то примостился на полу между рядами, но большинство рассредоточилось вдоль стен в партере и на балконе. Стоило свету погаснуть, как в зале воцарилась тишина, которая не нарушалась в течение часа, пока шёл спектакль…

Тотальная свобода  

Театр КнАМ - это команда из пяти человек. В родном Комсомольске у них есть небольшое помещение в жилом доме, которое предоставляет муниципалитет. Со своими спектаклями КнАМ по России ездит редко - за тридцать лет существования побывали только в шести городах, включая Комсомольск-на-Амуре и Владивосток. 

   
   

Львиная доля гастролей приходится на Европу, а в частности на Францию, где театр особенно любим. В списке десяти лучших спектакле мира, составленном парижской критикой в 2013 году, спектакль КнАМа «Я есть» стоит на первом месте. Даже Питер Брук расположен на две строки ниже. 

Татьяна Фролова - режиссёр театра. Фото: Театр КнАМ

Главная особенность этого театра в том, что он абсолютно независимый. И это не просто громкие слова, которые любит сегодня произносить каждый по отношению ко всему. Нет, театр КнАМ по-настоящему свободен: команда отказалась от зарплат, личной жизни, человеческого графика и отдалась любимому делу целиком.

- В родном Комсомольске наш зрительный зал рассчитан всего на 28 персон. И, наверное, это один из феноменов театра КнАМ, но в Европе мы собираем залы по 800 человек, а в России нас знают единицы, - делится режиссёр театра Татьяна Фролова. - И нам, конечно же, безумно приятно, что в последний день гастролей в вашем городе зал был полон. 

Зал всегда полон. Фото: Театр КнАМ

КнАМ - театр интерактивный. После каждого спектакля труппа просит зрителей остаться на обсуждение. Здесь можно задавать любые вопросы, благодарить и критиковать. 

- Наш главный судья - зритель, поэтому нам так нужен разговор с ним. Причём для нас очень важно, чтобы после спектакля высказывались те, кому не понравилось. Вдруг мы сделали что-то не так. 

По словам Татьяны, обратная связь порою приобретает совершенно неожиданные повороты.  Например, когда КнАМовцы были на гастролях во Франции, им написал молодой человек. Он поделился, что в его жизни был такой тяжёлый период, что он серьёзно задумывался о самоубийстве. Но однажды он попал на спектакль КнАМа, после которого посмотрел на мир по-новому. Теперь он счастлив...

Экраном может служить любая поверхность. Фото: Театр КнАМ

Пятиглавый дракон

Спектакли КнАМа - это киношный Арт-Хаус, пробравшийся на сцену театра. Они заставляют думать и имеют необычную форму. 

Одни из действующих лиц - камера и проектор. На этих ребят возложено многое. Объяснять здесь что-то бессмысленно – в этом случае работает поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  Скажу только, что во время спектакля камера может направиться в зрительный зал. И лица людей будут постепенно сменяться на большом проекторе. Это, честно говоря, заставляет немного понервничать.

Сцена из спектакля «Девять». Фото: Театр КнАМ

КнАМовцы, по словам Татьяны, стремятся от театра пьес к документалистике. В структуру спектакля вплетены кадры, запечатлённые на камеру членами команды. Они снимают стариков, поездку в места заключения, проводят опросы прохожих на улице, и делают это всё частью своих постановок. Да и истории со сцены звучат взаправдашние.     

Такие произведения искусства рождаются благодаря тому, что КнАМ – пятиглавый дракон. Режиссёрской диктатуры здесь нет, над созданием спектакля работают впятером. 

Истинное царствование демократии. 

- Часто артисты прибегают к штампам, ещё чаще они не дают той ожидаемой искренности. Труппа КнАМа открыта настолько, насколько ты никогда ни с кем не будешь. Любовник не будет смотреть на тебя такими глазами, а мама не расскажет так честно о своей молодости. А они - да! - делится своими впечатлениями от увиденного заядлый театрал Мария.  

Театр КнАМ - это то, о чём сложно рассказывать. Это нужно смотреть и понимать самостоятельно...

Всю глубину спектаклей можно прочувствовать лишь в зале. Фото: Театр КнАМ

 

Смотрите также: