Примерное время чтения: 9 минут
690

В раздумьях о смутном времени

АиФ Приморье №36 07/09/2016
Спектакль напоминает, как время давило на Россию. Фото Вероники СТАХЕЕВОЙ
Спектакль напоминает, как время давило на Россию. Фото Вероники СТАХЕЕВОЙ АиФ

Спектакль поставлен по одноимённой пьесе министра культуры Владимира МЕДИНСКОГО. В основе сюжета - героическая оборона Смоленской крепости начала XVII века.

Ефим Звеняцкий
Ефим Звеняцкий

Это событие склонны недооценивать, однако благодаря вере, мужеству и самоотверженности людей одного города государство не было завоёвано. Персонажи пьесы - колоритны, драматургия наполнена интригой. По словам художественного руководителя театра Ефима ЗВЕНЯЦКОГО, в центре произведения  - русский народ, как главное действующее лицо спектакля.  Премьера прошла в рамках Восточно-экономического форума, зал аплодировал стоя.

Стена - это люди

О писательском даре министра культуры Владимира Мединского заговорили после выхода в свет романа в 2012 году. Работа над книгой продолжалась пять лет. Тема и сюжет романа заинтересовали  сценаристов, режиссёров, продюсеров театра и кино. Впервые пьесу поставили на сцене Смоленского камерного театра.  Ремарка  - «приключенческий роман для молодёжи» стала весьма условный. Критики отметили произведение как многогранное - в нём переплетаются жанры исторической хроники, авантюрного романа, литературного сочинения, наполненного лирикой и драмой. Сам Мединский о своём произведении отозвался скромно, подчеркнув глубокий смысл и патриотическую направленность.

Владимир Мединский
Владимир Мединский 

- В романе стена сначала фигурирует как фортификационный объект, не более чем кирпичная кладка, - сказал автор. - Именно поэтому сначала она выведена в повествовании с маленькой буквы, а в конце книги Стена уже пишется с большой. Стена - главное действующее лицо. Она в сердце и в умах каждого защитника города и страны. Стена - это люди. Осада смоленской Стены - штурм России, в котором наше государство выстояло.

По словам министра, он знал, что спектакль готовится и во Владивостокском театре им. Горького, но никакого участия в работе над ним не принимал, предоставив свободу творчества. Премьерой «Стены» 2 сентября коллектив открыл 84-й сезон. Это одна из масштабных постановок, в которой участвуют все актёры труппы и студенты различных курсов Дальневосточной академии искусств.

- Первые лица пьесы - это русский народ, государство Российское, - пояснил режиссер-постановщик спектакля Ефим Звеняцкий. - Смутное время требует осмысления. Тогда люди в самый тяжкий момент для страны сумели объединиться, забыть  про распри. Сегодня важно об этом вспомнить снова. Когда я прочитал роман, мне увиделось продолжение дальневосточной истории, которая отразилась в спектакле «Крейсера». Целое поколение страны ничего не знает о том, что произошло в ту эпоху. Самое сложно - это перевести историческую хронику на театральный язык. Мы работали без перерыва два месяца.

Есть только миг

Владимир Сергияков
Владимир Сергияков 

От центра Владивостока до окраин острова Русского, высотой в девятиэтажный дом - так образно представили создатели спектакля масштабы крупнейшего оборонительного сооружения средних веков на Руси. Каждое слово Сказителя - народного артиста России Владимира СЕРГИЯКОВА -  завораживало публику, впечатываясь в сознание. Актёр сыграл и роль бывшего воеводы Смоленска Дмитрия КОЛДЫРЕВА, которому было суждено погибнуть за веру и царя. Судьбы остальных героев не менее трагические. К примеру, смоленский воевода ШЕИН, в исполнении актёра Дениса НЕДЕЛЬКО - реальный персонаж, чудом выживший при обороне крепости и в плену. Ярко представлена в спектакле женская линия романа - племянница Катерина и молодая вдова Варвара.

- Это народ, который умеет радоваться в яблочный спас и погибать за родину, - продолжил Ефим Звеняцкий. - Но природу русского человека невозможно сломить. Заметьте,  театр  не занимается реставрацией исторической хроники. Спектакль не только о том, что случилось многие лета назад, но и о том, что происходит сегодняшним днём. Застыть в своей эпохе может разве что музейный экспонат, театр - это миг соединения прошлого и настоящего, это желание быть понятным сегодня и чтить историю государства Российского. Я бы хотел развеять пессимистические настроения, безверие. Конечно, каждый человек имеет право на выбор, но я его давно сделал. Патриотизм, любовь к государственности - для меня это и есть цель, которую я преследовал, эмоции - это и есть предмет театра, в котором мы служим.

Мрачные, высокие, неприступные стены крепости, исполненные художником Владимиром КОЛТУНОВЫМ, переносят в атмосферу средневековья. Комбинация декораций будет меняться в зависимости от места действия. Но стена остаётся стеной - обороной, преградой, защитой, испытанием. Массовые сцены на фоне массивных декораций  слаженны, пластичны  и виртуозны. Внимание зрителей останавливается на красочных обрядах: юные девушки с танцами, песнями и прибаутками создают неповторимый  национальный колорит. А на той стороне - пышный бал с европейскими светскими красавицами польского короля Сигизмунда. Неповторим образ завоевателя, созданный народным артистом России Александром СЛАВСКИМ, в его уста заложена душераздирающая фраза о том, что законы логики в пределах России не действуют. Для него история закаичнвается крахом – вместо вожделенных сокровищ он находит полусожжённую библиотеку.  

Александр Славский
Александр Славский 

В спектакль органично вплетается видеоряд на большом экране. С помощью двигающихся картинок, от которых жители Смоленска были страшно далеки, публика начинает понимать, что речь идёт о связи времён. Шедевры живописи Ренессанса, документальная хроника Ленинградской блокады, пейзажи русской природы, всепоглощающий огонь. Кадры идут вслед за сюжетом, рождая ощущение причастности к истории.

- Порой в человеческих головах стоят такие стены, которые невозможно сокрушить, - заключает худрук театра. - Спектакль  - это моя личная попытка попробовать добежать до этой стены и попытаться быть понятым. Сегодня нет смуты, но есть неясное отношение к истории, искусству, а, значит, и к жизни.

 - Этой мой дебют, первая роль на сцене театр, - говорит Максим ВАХРУШЕВ, студент 4 курса Академии искусств. - Интересно, что из-за кулис, и из зала спектакль воспринимается по-разному. Для меня это история о смуты, а смута - вневременное.  Главное качество моего героя - это мужество, которое не каждому юноше дано. не. Надеюсь, и сегодня  есть такие мальцы, готовые и за Русь постоять, и родных сберечь.

Для постановки «Стена» было сшито 300 костюмов. Оригинальное музыкальное оформление создавал московский режиссер театра «Геликон опера» Валерий СТАРОДУБЦЕВ. Отдельного внимания стоят батальные сцены – их постановкой занимался заслуженный артист РФ Евгений ГОРЕНКО, Консультант по рукопашному бою выступил Андрей САЛМАТОВ.

Браво!

Премьера спектакля «Стена» жители Приморья и гости Восточно-экономического форума назвали  выдающимся культурным событием. Она собрала полный зал зрителей и сорвала десятиминутные овации. Ефим Звеняцкий потом признался журналистам, что впервые в жизни он захотел остановить аплодисменты, скрестив руки над головой. Но овации продолжались.

- Яркий, насыщенный, динамичный сюжет, - говорит Ольга ШИНКОВСКАЯ, зрительница. - Замечательно переданы образы прошлой эпохи.  Всем любителям истории России рекомендую. Пусть наши дети знают свои корни.

Владимир Мединский, стал первым министром культуры, посетившим театр Горького во Владивостоке. Напоследок он сказал, что если после просмотра спектакля у зрителей возникнет больше желания почитать об истории России, то он «свою скромную задачу выполнил». И автору романа и создателям спектакля важно было показать роль православной Церкви. Вера дала нашим предкам силу устоять перед множеством бед и вторжений, отстроить величайшую страну в мире. Отсюда выражение - русский не только по крови, но и по любви.

Ближайшие показы «Стены» - 9, 10 сентября.

КСТАТИ

Осада Смоленска - один из ключевых эпизодов русско-польской войны 1609-1618 гг. Польско-литовские войска короля Сигизмунда III под командованием гетмана коронного Станислава Жолкевского с 16 сентября 1609 года по 13 июня 1611 гг. осаждали город, обороняемый русским гарнизоном под командованием воеводы Михаила Шеина. Осада окончилась взятием Смоленска после полного истощения сил защитников, но из-за крупных потерь, понесённых под Смоленском, войско Сигизмунда III не смогло направиться к Москве на помощь польскому гарнизону, и отступило в пределы Речи Посполитой. Для России почти двухлетнее сопротивление Смоленска имело военно-политическое и идеологическое значение как один из наиболее результативных эпизодов обороны пределов государства от иностранной интервенции в период Смутного времени.

Лилия ГРИБОЕДОВА

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах