Чуть больше года назад на сцене Театра молодёжи владивостокцы впервые увидели спектакль «Капитанская дочка» по одноимённой повести Александра Пушкина. Сегодня эта постановка любима многими зрителями и актёрами.
Семимильными шагами
От каждого режиссёра зритель ожидает чего-то определённого. От Лидии Василенко лично я всегда жду магии, потому что это единственное слово, которое способно объяснить то, что она создаёт на сцене.
На этот раз в её волшебных руках знакомый всем нам со школьной скамьи текст повести Александра Пушкина «Капитанская дочка».
Моё личное восприятие классики на сцене, как представителя молодёжи, слегка затруднённое. Часть моего взросления проходила в окружении мультсериалов, игровых приставок, компьютеров и прочих гаджетов, притупляющих тягу к искусству. Ну а что уж говорить о сегодняшних школьниках, которых домой из роддома приносят с айфоном в подгузниках. Их заинтересовать спектаклем по классическому произведению невероятно сложно. Но Лидия Михайловна верит в важность этой постановки именно для молодёжи.
- «Капитанская дочка» - история, которая рассказывает о понятиях бесследно уходящих из нашей жизни - чести, искренней любви, верности, нравственности. О них я хочу рассказать подрастающему поколению, - говорит режиссёр.
Спектакль ставили девять месяцев, вынашивали, прямо как дитя. Инсценировку писала сама Лидия Михайловна. Изначально репетировали практически все сцены повести, а уже в процессе отбирали, что придётся вырезать из общего полотна.
- Иногда нужно уметь отказаться от красивых театральных сцен ради цельности спектакля, что-то убрать из текста, а что-то добавить. В этом заключается талант режиссёра, - делится Василенко. – Сцена гадания и раздачи писем в повести отсутствовали, но у меня возникла в них необходимость. Хотела подчеркнуть колорит образа жизни в крепости.
Работа над постановкой шла медленно, но, по словам режиссёра, можно было репетировать и дольше. К сожалению, в репертуарном театре такая возможность выпадает редко. Глядя на итоговый вариант спектакля, видно, что работа велась скрупулёзно. Всё продумано до мелочей. Ни в одном месте тончайшая нить, связывающая сцену с залом, не была надорвана. Спектакль смотрится на одном дыхании. Страшно моргнуть – боишься пропустить хотя бы один миг волшебства.
Шнитке и столы
Спектакль действительно сохранил дух пушкинского текста и времени. Никаких современных костюмов, словечек и жестов. От диалогов веет духом давно ушедших времён.
Помимо героев повести на сцене и в зрительном зале звучат гениальные композиции Альфреда Шнитке. Возникает чувство, что музыка впитывается внутрь через кожу и начинает играть нервными окончаниями, топя зрителя в эмоциях. Это что-то невероятное.
По воли художника Александра Арсененко и режиссёра полноправными героями спектакля становятся ещё и громоздкие деревянные столы и лавки. Они не исчезают ни в одной сцене. И всегда помогают героям выражать свои чувства.
- Я приверженец пластического театра. Для актёров очень важно пространство, в котором они играют. Декорации должны погружать их в определённое настроение, - рассказывает Александр. – Во времена Пушкина стол выполнял много функций: за ним и ели, и работали, и ставили на него гробы с усопшим… Наверное, поэтому именно этот образ пришёл мне в голову, когда я работал над декорациями. А в моём детстве мы с друзьями строили из столов корабли, дома, крепости. Вот и в спектакле из них можно построить забор, сделать преграду, соорудить лестницу.
Невероятно мощная финальная сцена, в которой Маша Миронова выстраивает из столов лестницу к Императрице. Со стороны это кажется безумно сложным.
- На самом деле столы не такие уж и неподъёмные. Тяжесть их я доигрываю, тем самым усиливая стремление героини пробиться к Императрице, - делится Мария Стратулат, исполнительница роли Маши Мироновой. - Лидия Михайловна - человек, который всегда создаёт спектакль в союзе с актёром. Стиль, идеи и задумки этого талантливого режиссера я понимаю, принимаю и готова воплощать.
«Капитанская дочка» - спектакль, который хочется пересматривать снова и снова. Он оставляет приятное послевкусие. Всё в нём окутано каким-то магическим воздухом, охмелев от которого, трудно потом вернуться к реальности.