Гармония исторического архитектурного Владивостока безвозвратно разрушена

Анастасия Есауленко / АиФ

Так считают историки, краеведы, художники - люди неравнодушные и понимающие толк в благородной старине.

   
   

Несмотря на принятые законодательные акты в отношении памятников федерального и краевого значения, особо охраняемых зон, которые нельзя переделывать на свой лад и строить вокруг них бетонные гиганты - наследие Светланской, Фокина, Пушкинской, бывшей Миллионки разделали на лоскутки. Деятели культуры правы, и отчасти их усилия выливаются в конкретные дела. От незаконной семиэтажной постройки в Почтовом переулке не осталось и следа. Но кто восстановит усадьбу Смитов? Где относительно чисто - там эклектика. Где-то грязь, разруха. Не только не эстетично, но и опасно. В центре города - падают балконы, горят бараки, а театр молодёжи гниёт изнутри.

Рябит в глазах

Сколько бываю в бывшем китайском квартале краевого центра - никак не могу понять, почему до сих пор здесь стоит деревянная двухэтажная развалина? На почерневших досках яркий баннер, приглашающий на отдых в детский лагерь, и ещё пара-тройка объявлений. Коммерческий ход? Убитый дом бросается в глаза прохожим, они невольно читают, что написано.

А в целом, в его лабиринтах становится всё чище: лучше метут, чистят и убирают даже по сравнению с прошлогодней весной. Было гетто, стал элитный район. Приличные ресторанчики-кафе-кондитерские, адвокатские конторы, бизнес-курсы, магические салоны. Но от образ прошлого тлеет. Экскурсии теперь водят по ограниченной зоне, где-то возле Семеновской, 3-а. Там ещё можно разглядеть на фасадах царский кирпич, старинные решётки. А где не тронута история, там некому следить за порядком: неприятные запахи, мусор. Бизнес-пластик, уличные кондиционеры, и всё больше шлагбаумов.

- Это частное владение, - уверяет охранник.

Слева банк, справа - дом-усадьба. А раньше отсюда можно было видеть кусочек Трансибба, откуда для путешественников по железной дороге начинался Владивосток. А если в этой пёстрой эклектике и есть главное очарование современного города, где смешались все какие были эпохи, где каждый собственник выживает и украшает пространство на свой манер? Романтика! И стоит продолжать в том же духе?

   
   

Уютное место

- Это самое уютное место для жизни, - уверяет Лариса, одна из собственниц старинного дома на Пушкинской, переделанного на современные нужды. - Тишина и благодать, несмотря на то, что центральная трасса близко. Правда, один предприниматель понастроил рядом хоромы - сделал собственных проход от одной улицы к другой. Мы уж и ругались, и писали чиновникам - бесполезно.

- В нашем доме кровля была настолько ветхая, что в дожди квартиры заливались водопадами, - противоречит соседке Анна ДЕГТЯРЕВА, жительница другого дома на Пушкинской. - Писали письма в управляющую компанию - бесполезно. Отремонтировали крышу за собственные средства, потратили 70 тысяч рублей. Помимо кровли, нужно восстанавливать фасад, лестничные ограждения. Наш дом малоквартирный, управляющей компании он невыгоден. Капитальный ремонт отодвинули на 15 лет вперёд. Чудо, если к тому времени дом не рухнет.

Женщина пожаловалась и на нелепое, но ещё довольно прочное двухэтажно строение с изображением бородатого дядьки с папкой в руке. Как оказалось, это общественный туалет.

А жители Миллионки не отрицают - хорошо, когда центр города под боком - Набережная, кинотеатры, культурные и развлекательные центры. Но остаётся масса проблем, к примеру, с уличными сортирами, стоящими с допотопных времён. Кто снесёт рассадник грязи? Проложит всем доступные коммуникации? А может вправду, легче снести гнилые строения, переселив в новые квартиры несколько десятков семей?

- Я живу в аварийном доме более 40 лет, - признается Екатерина с Пограничной. - Крышу у строения сносит основательно. Сырость, грибок, и никаких удобств. Чиновники отнекиваются: «Бабушка, ну что вам ещё? Посмотрите, сколько света и музыки на Арбате! Как красиво!»

Владивосток Миллионка Фото: АиФ/ Анастасия Есауленко

Прикрыли тряпкой

В прошлом году «АиФ-Приморье» уже писал о том, как на Светланской с исторического здания обрушился кусок балкона. К счастью, тогда никто не пострадал. В январе этого года сгорел дом на Пушкинской. В комментариях написали: «Специально подожгли. Место-то доходное: скоро построят офис или магазин».

- Спасать нужно всё, что берутся «реставрировать», - считает краевед Ирина ОДУЕВСКАЯ. - Самый вопиющий пример безответственности - библиотека Горького на Дальзаводской. Здание прикрыли тряпочкой, чтобы незаметно доломалось. А ведь это подарок городу известного предпринимателя Жарикова, с интересным архитектурным решением. Со временем пошли трещины, и строение началось обваливаться. Власти рассуждают: «Да кому нужны эти гнилушки?»

Угроблен уродливой надстройкой особняк купца Лангелитье на Пологой, 67. Не оставили живого места на здании ГУМа. И даже то, что делали к Саммиту АТЭС - не вечно под луной.

- Борьбу за сохранение исторического и архитектурного наследия город проиграл, - считает Виктор ШАЛАЙ, директор музея им. Арсеньева. - Налицо совокупность преступных действий, за которые в силу разных причин наказания никто не понесёт. Что сделали с ГУМОМ, со зданием Дома книги? Это изнасилование архитектурного наследия, которое происходит на глазах у всего города. Да, нам удалось ударить рукам нерадивому застройщику в Почтовом переулке. Удалось создать прецедент, но вернёт ли это усадьбу, где жила Элеонора Прей? Хамство, которое проявляют люди, имеющие деньги, по отношению к старому городу, не имеет границ. Для города это катастрофа.

В будущем году Владивосток может остаться без драматического театра молодежи. Причиной тому служит аварийное состояние здания, в котором и находится театр.

- Из-за подземных и дождевых вод фундамент рушится, - говорит Адисон САЛАХУТДИНОВ, директор театра. - Перекрытия зрительского фойе, находящиеся в здании дореволюционной постройки, грозят обрушением, и это несмотря на то, что мы успели укрепить их снизу железными столбами. В помещении периодически стоит стойкий запах гнили и плесени. Из-за прохудившейся кровли во время сильных дождей осадки проникают и в кабинеты, и на сцену, и даже в зрительный зал.

Эксперты грустно предрекают, что театр отдадут коммерсантам, ведь стоимость реставрации по расчётам, доходит до миллиарда рублей.

- Есть, конечно, положительные моменты, - заключает Ирина Одуевская. - Дом Бриннера, который удалось отреставрировать в рамках гостевого маршрута. Есть удачно построенные здания под старину между Фокино и Светланской. Дом Даттона привели в порядок. Хорошо, если власти выполнят обещание отреставрировать Народный дом им. Пушкина на Володарского.

Когда-то было принято ругать советских застройщиков, уничтоживших памятники, храмы и дома. Но за последние десять лет город лишился гораздо большего, чем при коммунистах.  Где ни попадя втыкались многоэтажки, выламывались целые куски зданий. Надстраивали и достраивали с варварским азартом. Не исторические, а иные ценности решали всё. А то, что доломали, теперь проще снести.

Елена ЖУКОВА

Фото Анастасии ЕСАУЛЕНКО

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Александр АРСЕНЕНКО, художник:

- Мы воочию наблюдали, как неквалифицировано делался так называемый ремонт старинных домов - на Фокино расположены наши мастерские. О какой эстетике можно говорить, когда просто деньги отмываются. Тяп-ляп - и уже всё рушится, больно смотреть.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Юрий КОРСАКОВ, депутат Законодательного собрания Приморского края:

- Исторический облик приморской столицы нарушается, в основном, точечными застройками. Нужно провести подробную ревизию, всех зданий, попадающих под охрану государства, составить перечень объектов, которые представляют историческую ценность для Владивостока, Приморского края. А это большая работа. Думаю, что реставрация Народного дома будет отличным начинанием в этом направлении. У каждого здания должен быть ответственный собственник, и конечно, нужны целевые деньги.

Смотрите также: