Из Москвы в Сибирь

Герои пьесы Розова бьются над непростой дилеммой © / Илья Евстигнеев / АиФ

Приморский театр молодёжи поставил новый спектакль.

   
   

Пьеса Виктора Розова «В добрый час» в своё время произвела фурор. На московскую премьеру 1956 года в постановке Анатолия Эфроса не могли попасть даже знаменитости. Сюжет о том, как вчерашние выпускники школ - коренные москвичи и приезжие из глубинки - покоряют столичные вузы. Одни - честные комсомольцы - рвутся из последних сил, добиваясь заветной пятёрки на экзаменах, другие надеются устроиться по блату. Книга разошлась на цитаты, по ней писали литературоведческие трактаты, в историю вошла экранизация режиссёра Виктора Эйсмонта. И вот советская классика через пропасть времени перенеслась на сцену Приморского драматического театра молодёжи. Заслуженные артисты России Александр Волосянко и Галина Копылова повели за собой студентов и выпускников Дальневосточной академии искусств.

Комедия противоречий  

Кадры чёрно-белой хроники на большом экране под песню «Я шагаю по Москве» настраивают зрителей на нужный лад. Знакомая всем мелодия становится основой музыкального оформления. 50-е годы прошлого века - даже у поколений, родившихся значительно позже, - ассоциируются с началом «оттепели»: просторная, вновь отстроенная после войны Москва, такая, как в фильме «Покровские ворота», полные светлой лирики молодые лица. Впрочем, аннотация к пьесе Розова советского критика - «о нравственном выборе молодёжи» заранее навевает скуку.  Неужели сплошное нравоучение? О каком честном выборе может идти речь, если молодёжь XXI века, едва получив на руки результаты ЕГЭ, спешно подаёт документы сразу в несколько вузов, чтобы наверняка не прогадать? И неужели золотая (элитная, гламурная, благополучная) молодёжь должна снисходить до деревенских сверстников? Ведь между ними - пропасть.

Действие пьесы разворачивается в квартире доктора биологических наук Петра Аверина. В просторной со вкусом обставленной гостиной спорят двое сыновей учёного - Аркадий и Андрей. Первый - в глубокой депрессии, в театре ему отказывают в ролях.  Второй - фейерверк безрассудства. Андрею скоро поступать в престижное Бауманское училище, но он паясничает, пытаясь задеть за живое и без того уязвлённого брата. Предел мечтаний -  «пройтись по чистым комнатам, наплевать во все углы». За внешним лоском - внутренняя неустроенность.

Но жанр пьесы - комедия, а значит, противоречия будут решаться в позитивном ключе. В респектабельной гостинице появляется племянник Алексей, приехавший из сибирской деревни. Крепкий, надёжный, как скала, с непримиримым отношением ко всем человеческим порокам, собирательный положительный кинообраз комсомольца. Его сопровождают друзья из глубинки - трогательно-комичные Катя и Афанасий, они искренне поражены размахом столицы, профессорскими хоромами. Пафос немного смягчён, но это только начало конфликта. «Понаехали» - фраза, объединяющая все поколения коренных москвичей, - вырывается из уст интеллигентной Анастасии Ефремовны. Всё пойдёт вопреки её планам.

Сложные характеры  

   
   

Известные театральные актёры Приморья, супружеская пара, сыгравшая в спектакле родителей - Александр Волосянко и Галина Копылова, взялись за постановку пьесы неслучайно. Перед премьерой на пресс-конференции они рассказали: в 70-е годы уже играли в пьесе «В добрый час» молодых героев - Галину и Аркадия. Они считают, что, как бы ни изменилась жизнь, человек, по сути, остался прежним. Проблемы отцов и детей, жизненного выбора, бесконечного поиска себя всё те же.

Создатели спектакля уверены: всё, о чем написал Виктор Розов, актуально во все времена. Правда, сегодня понятия «совесть», «справедливость», «честность» размыты. Но зрители разных поколений (а на премьере было много студенческой молодёжи, старшеклассников) внимательно следили за происходящим на сцене. Ловили каждое слово. Задумывались, сопереживали. В переломный момент спектакля - когда Андрей порвал записку от декана факультета, позволяющую ему поступить по блату, - замерли. А сцена, где взрослый сын Аркадий, отважился сообщить матери о женитьбе, вызвала одобрительный смех. Интересен образ расчётливого сына академика Вадима Развалова. Интригу скрывает влюблённая в Андрея Галина: её мать - простая швея, но по легенде - оперная певица.

Режиссёры заверили, что приметы эпохи для  постановки не совсем важны. Но в какой-то мере стилизация под 50-е удалась, и это отразилось в технических характеристиках спектакля: оформлении сцены, цветовом решении, костюмах. Элегантное платье Маши и безупречный фрак Вадима, яркий клетчатый пиджак беспечного стиляги Андрея, очки и косички смешной провинциальной Екатерины, кокетливые сарафаны и мини-платья Галины - всё это работа художника Натальи Стороженко. Столичные интеллигенты в золотистых, бежевых, дорогих одеждах сливаются с обстановкой гостиной - её скатертями, пуфиками, покрывалами. Другие - простецкие, с грубыми чемоданами и рюкзаками  - смотрятся чужаками. Художник точно передаёт и гармонию, и контраст, соединяя внешний облик пьесы и глубокий подтекст.

 Персонажи говорят на правильном языке советской литературы. Цензура тогда была суровая. И даже если герой намечался отрицательный, он непременно должен был встать на путь исправления. В итоге яркий представитель золотой молодёжи Вадим самостоятельно, без папиной помощи начинает сдавать экзамены. Андрей, мечтающий найти в жизни цель, вдруг едет за братом в Сибирь. И всем нужно пожелать: «В добрый час!»

Главная мысль

Герои пьесы в начале великих свершений, как и большинство актёров спектакля. Прекрасно справился с ролью дебютант Артём Скворцов - ему удалось совместить безудержную энергию, сарказм и глубокие переживания своего персонажа. Его Андрей стал энергетическим центром пьесы, и это оправданно - профессорскому сыну предстоит сделать необычный выбор. Стоит отметить добротную, приближённую к литературному источнику работу «комсомольца навеки» Владимира Мунько. В интервью актёр признался: он приехал поступать в академию искусств из глубинки и о деревенском быте знает не понаслышке. В целом актёрский состав спектакля гармоничен, в нём каждый -  личность первого плана. Маша - Анастасия Кошарнова, Катя - Олеся Белоконь, Галя -  Анна Шевелева, Вадим - Иван Синицын, Афанасий - Виталий Шахматов, Аркадий - Герман Авеличев. Актёры признались: их герои слишком идеальны для современности. Александр Волосянко и Галина Копылова - чуткие наставники, мудрые и трепетные родители.

 Несмотря на некоторый пафос советского стиля, атмосфера на сцене домашняя, уютная. Для того чтобы сблизить эпохи, в начале второго действия на чёрно-белых кадрах звучит вариант песни «Я шагаю по Москве» в стиле рэп.

Некоторые зрители были шокированы выбором Андрея. Как это - «в Сибирь»? Но не потому ли больше полувека назад на премьерный спектакль Анатолия Эфроса невозможно было пробиться? Как вспоминали очевидцы, долго не удалось пройти в зал самому Леониду Утёсову, в итоге артиста пощадили - поставили приставной стул. В пьесе тогда сыграли Олег Ефремов, Олег Анофриев, Лев Дуров и др.

Главная мысль произведения - у каждого человека должна быть точка максимального воплощения всех способностей, своё место в жизни. Оно единственное, счастливое. Хочется, верить, что ребята, сыгравшие в спектакле, его нашли.

Елена ЖУКОВА

КСТАТИ

Очередной показ спектакля «В добрый час» состоится 17 декабря на большой сцене Приморского театра молодёжи, начало – в 18.30.

Фото: АиФ

Досье

Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма»: «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованном Фондом независимого радиовещания, Москва.

Смотрите также: