aif.ru counter
07.10.2015 16:50
222

Лихие 90-е на языке Горького

Малиновый пиджак стал ярким пятном спектакля.
Малиновый пиджак стал ярким пятном спектакля. © / Приморский краевой драматический театр молодёжи

Премьера спектакля «Крах» прошла в приморском краевом театре молодёжи. Она поставлена по пьесе Максима Горького «Васса Железнова».

Произведение никогда не входило в школьную программу, хоть и являлось популярным среди широкого круга читателей. Советскому зрителю оно запомнилось по экранизации Глеба Панфилова и монументальному образу, блестяще созданному на экране Инной Чуриковой. История судовладелицы, отравившей мужа «во благо всей семьи», привлекла внимание приморского режиссёра Сергея Руденка. Он перенёс действие из Нижнего Новгорода дореволюционных времён во Владивосток начала 90-х.

Будем жить по-новому?

Все ожидали ремейка, морально готовились к тому, что режиссёр, известный своими экспериментами, вызывающими неоднозначную реакцию культурной общественности, сотворит с Горьким нечто неформатное. Однако текст автора пьесы остался без изменений. Режиссёр пообещал, что «пьеса будет классической, цельной». При этом внешний облик спектакля перенёс в «лихие» 90-е. В постановке присутствуют и сотовые телефоны старшего поколения, и малиновый пиджак, и другие приметы уже далёкой эпохи.

Сцена - словно корабельная палуба, на её верхнем ярусе красуется гроб. В «чёрную-чёрную комнату» под пасторально-космический аккомпанемент входит группа матросов с автомобильными шинами в руках. Шины - это символ Владивостока. Мрачный фон не спасёт и то, что гроб перенесут вниз, а палубу заставят декоративными офисными пальмами. На сцене появляется женщина в ярко-красном деловом костюме, бизнес-леди Васса Железнова - внешне успешная, внутренне сломленная. По сюжету Горького муж главной героини - пьяница, игрок, растлитель малолетних. Ничем не лучше брат Прохор, возникающий перед зрителем в малиновом пиджаке. Любопытно, почему Васса Борисовна, дама из 90-х годов, умоляя мужа принять порошок, грозит ему «вечной каторгой»? Но это чётко сохранённый литературный первоисточник. Немного непривычно для современного разговорного языка звучат «пуды», «сажени», «целковые».

Впрочем, ничего удивительного в нарочитом переплетении эпох нет. Сюжет горьковской пьесы удачно вписывается в идею тотального разрушения. Сергей Руденок проводит параллель со страной, где дипломатические отношения на высоте, а внутренней политики нет никакой. Где убьют - за страх или пару целковых. К слову, есть два варианта горьковской пьесы. В первом в центре внимания оказываются семейные ценности, во втором - тема классовой борьбы.

У Сергея Руденка момент классовой борьбы обостряется ближе к развязке. Зрителей ожидает сюрприз. Вместо куплетов про барыню пьяный Прохор с матросами затягивает «Море воды» известного приморского рок-музыканта Ивана Панфилова. Когда Васса умирает и на сцене появляются герои в масках крыс, звучит одна из ранних песен группы «Любэ» - «Мы будет жить по-новому». Веселье обрывается на щемящей ноте. От полного краха спасает надежда. Дочь Людочка - единственная, кто любит свою мать. Она оказывается в свете прожектора. Режиссёр подтверждает старую истину о том, что мир спасёт любовь.

Значимость бесспорна

О творении режиссёра будут спорить. Возможно, больше других - представители старшего поколения. Любопытно, как откроет для себя Горького молодёжь, появившаяся на свет в те самые 90-е? Кстати, в те годы многие сбрасывали Алексея Максимовича с литературного пьедестала. Поторопились. Социальная значимость его произведений бесспорна.

Роль Вассы Железновой исполняют (в разных составах) Юлия Орышечко и Мария Зизенкова. Невольно их игру будут сравнивать с образом Чуриковой, что совершенно бессмысленно. В спектакле заняты Дмитрий Штанько, Александр Стрелков, Анатолий Мягких, Валерия Самарина, Валерия Бакай, Анастасия Кошарнова, Елена Андреева и другие актёры театра молодёжи.

Спектакль только начал жить на приморской сцене. Как и другие постановки, он будет меняться, развиваться, обрастать новыми деталями. Этому спектаклю хочется пожелать вдумчивого и неординарно мыслящего зрителя, по крайней мере, пережившего и преодолевшего крах в глубине своей души.

Досье

Елена Жукова. Окончила музыкальное училище и факультет журналистики ДВГУ. Более 10 лет пишет на темы культуры и искусства. Восемь лет проработала на радио, стала обладателем престижной премии в рамках фестиваля «Вместе радио» в номинации «Тематическая программа».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество