На что намекает зрителю символизм Владимира Погребняка?
Где в приморской столи- це можно посмотреть работы современных художников, что-то выходящее за рамки реализма?
У. Макаров, Уссурийск
«НЕ ГОГАЙ МОЮ ГОГУ» – СЛОВА, ПРОИЗНЕСЁННЫЕ УСТАМИ М Л А Д Е Н Ц А , СТАЛИ НОВОЙ Т В О Р Ч Е С К О Й ИДЕЕЙ ИЗВЕСТНОГО ПРИМОРСКОГО ХУДОЖНИКА ВЛАДИМИРА ПОГРЕБНЯКА. ЕГО ПЕРВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ОТКРЫЛАСЬ В ПАРАДНОМ ЗАЛЕ ПРИМОРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ. КАК РАССКАЗАЛ САМ АВТОР, В СВОИХ РАБОТАХ ОН ЗАТРОНУЛ ИДЕЮ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА.
РАЗВЕ ТО ВЕСЕЛО?
В художественной среде Владивостока кипят страсти. Художник-хулиган, символист с глубоким подтекстом Владимир Погребняк представил зрителям очередную выставку-манифест. На первый взгляд, на картинах изображены забавные человечки – знакомые многим образы художника. Они заставляют улыбаться, а не искать конкретный ответ на вопрос, относиться к окружающему миру иронично и легко. Некоторые поклонники творчества художника говорят о психотерапевтическом эффекте. Консервативные личности, прохаживаясь по Парадному залу галереи, грустно вздыхают – им Левитана подавай.
– В каждой придури есть доля разума, – считает Владимир Погребняк. – Могу сослаться на слова Пикассо «Настоящими художниками были Джотто и Рембрандт, я же лишь клоун, который понял своё время».
«Не гогай мою гогу!» – это фраза внучки художника, маленькой девочки Софии, произнесённая в момент увлечения игрой и означающая: «Не трогай мою ногу». В ней скрыто очерчивание «личного пространства», которое следует тщательно оберегать.
– Большинство картин написано в промежутке от года до двух лет, – продолжает Владимир Погребняк. – Обычно я пишу вразброс, как будто стреляю по воробьям, потом рождаются темы, объединяющие картины. Суть такова – чем больше человек расширяет своё личное пространство, тем больше забирает его у соседа. Все войны начинаются именно так. Посмотрите – ребёнок играет в песочнице, ему от бога даётся пространство, когда он ещё разговаривать не умеет. Весь наш мир – взрослая песочница, и все мы родом из детства.
Впрочем, за весёлыми картинками, если внимательно их рассмотреть, кроются большие общечеловеческие проблемы. Море, к которому нельзя подойти, высокие заборы, шлагбаумы, решётки. Художник уверяет, что он пытается уходить в своём творчестве от политики, социальной темы, но до конца уйти не получается.
– Живопись, словно дымковская игрушка, она свистит – народ радуется, – рассуждает Владимир Погребняк. – На самом деле художник выражает через форму своё чувство и пытается достучаться до сердец. Я не преследую созерцательной цели, мол, смотрите, какие краски! Многое завуалировано. Видите, на картине «Кораблики» всё далеко не безоблачно. Люди тонут, разве весело?
Выставка вытаскивает на поверхность острые углы современной действительности: эмансипацию, жизнь в условиях изоляции, переживания, страхи, повседневные заботы. Художник категорически отвергает идею искусства «ни о чём», в котором больше декоративности и украшательства.
– К теме пандемии можно отнести картину «Ожидание», на ней дама, которая приросла к дивану с телефоном, «но её так и тянет на природу, в открытый мир», – уверяет автор.
– Люди должны любить друг друга, но они разобщены – разве не смешно? – замечает художник. – Что касается женщины на диване, я хотел таких штук сто нарисовать, в разных позах. Но потом понял: бредовая идея!
ГДЕ ОНА, СВОБОДА?
«Не гогай мою гогу!» – рассказ-откровение художника о том, что все люди на земле – разного возраста, пола, воспитания, опыта, при этом живут в соседних «песочницах», каждый со своей идеей фикс, которую нельзя потерять.
– Для того чтобы зритель понял и принял «внутрь себя» творчество автора, поможет состояние tabula rasa, или метод всматривания в искусство, – считает куратор выставки, заведующая научно-просветительским отделом Юлия Блаженкова. – Нужно смотреть на каждое произведение так, словно ты пришёл на выставку и впервые знакомишься с современным искусством.
В экспозиции представлено сорок два произведения, из них более двадцати написаны в 2021 году. Центральное место занимает картина «Глобальное потепление», определённая самим автором как «безмятежное самодурство».
– Художнику свойственны эмпатия и проницательность, он видит в жизни людей много того, чего не замечают другие, по-доброму иронизирует, – добавляет Юлия Блаженкова. – Автор сознательно шокирует публику подобно художникам-авангардистам, которые в начале XX века выступали против традиционных форм изображения; их объединяло одно – стремление к творческим экспериментам.
Критики пишут: Погребняк целенаправленно стремится подражать детской манере с помощью простых незамысловатых линий и мазков, создавая собственную матрицу окружающего пространства и включая в её основу различные знаки (атрибуты, символы), которые сами по себе не всегда понятны. Он провоцирует зрительскую реакцию: «Любой ребёнок так сможет!».
При этом зритель, ищущий непременно что-то понятное и похожее (далось ему сравнение с Левитаном!), и не подозревает, что Погребняк получил классическое художественное образование, рисовал «правильные» картины в стиле соцреализма, согласно курсу партии и правительства, оформлял центральную площадь Владивостока в праздник революции и на Первое мая. А потом стал одним из участников революционной группы художников «Штиль».
– Меня спасает то, что я не рисую людей, – удивляет художник. – Примитивными средствами – кубиками, квадратиками, точками – стараюсь говорить о главном. Я выбрал свой стиль – мир ассоциаций.
Типичная «восьмимартовская» картина – «Возвращение»: она его ждёт, он приходит пьяненький, но зато с тремя цветочками в руках. Высокие отношения, на острие ножа! Часто автор намекает на падение нравов, на то, что не видит места для любви в эпоху рыночных отношений, когда художник идёт на поводу тщеславия и безвкусицы.
– Они диктуют: «Мол, нарисуй мою жену, как королеву Викторию, а я буду рядом, как рыцарь в латах, – возмущается художник. – Я всегда любил жизнь и изображал её такой, какая она есть. Сегодня уже не говорят о духовном, человек лишь потребитель материальных благ. Каждому хочется взять больше.
Выставка работает до 14 ноября, в Парадном зале Приморской картинной галереи. Возрастные ограничения: 12+. Экспозиция позволяет каждому посетителю ответить на вопрос – где они, рамки вожделенной свободы? И при этом Владимир Погребняк, не уходя от иронии, в какой-то степени дарит эту свободу людям, делает современное искусство более доступным, нужно лишь идти и смотреть.