Экскурсию для невидящих и слабовидящих людей по недавно открытым выставкам провели в Приморской картинной галерее.
Посетители познакомились со скульптурной композицией из Эрмитажа - «Неистовый сын Зевса. Голова Ареса», а также с шедеврами живописи Брюллова из коллекции Русского музея на выставке «Великий Карл». Контакт с особенными посетителями налажен ещё в конце прошлого года. Летом подписано соглашение галереи с краевой библиотекой слепых, реализуется проект совместно с социальным проектом, школой «Белая трость». Учитывается специфика общения искусствоведов с незрячими людьми, благоустроенное пространство вокруг культурного учреждения, обучение персонала галереи специальному маршруту для посетителей. Походы в галерею оставляют яркие и осязаемые впечатления.
Стимул к жизни
Всё началось с выставки тактильных картин, которые привезли во Владивосток из Пушкинского музея. С произведениям Боттичелли, Пикассо, Гогена можно было соприкоснуться в буквальном смысле этого слова. Для незрячих и слабовидящих посетителей, которых собралось рекордное количество за всю историю галереи, это был настоящий прорыв. В мир искусства, творчества, в жизнь города, наполненную красками.
- Были первые шаги сотрудников галереи к общению с необычными посетителями, - рассказывает руководитель социального проекта «Школа Белой трости» Инна Вербицкая. - Мы, в свою очередь, делились спецификой нашего восприятия, учили, как сопровождать незрячего, как донести, что написано на картине. У нас появилась возможность больше понимать, что такое живопись. Не просто услышать от гида некий рассказ, но и ощутить. Когда первый раз дотронулась до картины, испытала калейдоскоп эмоций. В самом рассказе о той или иной картине улавливаются нюансы - грусть, восторг, восхищение. Мы наполнялись чувствами.
По соглашению с краевой библиотекой слепых каждый четверг раз в месяц организуются специальные экскурсии, где искусствоведы рассказывают об одном или нескольких произведениях.
- За это время я посетила выставку живописи Айвазовского, причём ходили дважды, так как сложно запомнить сразу всю информацию, - продолжает Инна. - Были на выставке гравюр японского художника Мияяма Хироаки. И вот теперь - Брюллов и древнегреческая скульптура. Сотрудники галереи порой так эмоционально описывают картины, что всплывают визуальные образы, ведь раньше я видела.
Для шедевра из Эрмитажа - головы Ареста - сделали тактильную копию. После описания словами у посетителей сложилась вполне стройная картина.
- Меня всегда привлекали древние мифы, - признаётся собеседница. - Интересно и познавательно. А выставка Брюллова настолько масштабна, что её лучше посетить 4-5 раз. Мне нравятся картины этого художника, связанные с библейскими историями. Думаю, что для нас такие мероприятия дают стимул к жизни. В отличие от сидения в четырёх стенах. Это социализация, общение, выход в свет. Отдушина, подъём настроения.
К слову, тактильные копии картин полюбили дети. Так родилась ещё одна идея привлечения юного поколения к высокому искусству.
Как пройти в галерею?
Участник программы «Школа Белая трость» Дмитрий Синегаев - человек крайне любопытный. Изучив с помощью собаки-поводыря Чарли окрестности в пригороде Владивостока, где он живёт, молодой человек теперь осваивает центральные маршруты. Один из них ведёт к картинной галерее.
- Нельзя сказать, что я чётко вижу картину, но какие-то очертания после рассказа появляются, - заверил Дмитрий. - Посещение выставок - возможность выехать из дома, познать что-то новое. Сегодня я прикоснулся к образу Ареса, прочитал по Брайлю историю о нём. Галерея поворачивается лицом к незрячим людям, и это вдохновляет.
- Посещение галереи для слепого или слабовидящего, знакомство с искусством через лекции, беседы или тактильные картины - это знакомство с разнообразием мира, - делится зам. директора галереи Светлана Руснак. - Мы учитываем рекомендации посетителей - в описании произведений должно быть много качественных прилагательных. Чтобы человек мог в своём воображении восстановить целостный образ. Выяснилось, что поход в галерею для незрячих - праздник, радость, состояние, близкое к счастью. Слушая описание сюжета картины, человек лучше понимает мир, в котором он передвигается на ощупь.
Одновременно со «Школой Белая трость» прорабатывается вопрос о доступности маршрута к галерее. Это шаг к совершенствованию доступной среды.
- Мы понимаем, как удобнее, проще и безопаснее добраться до картинной галереи самостоятельно, - добавляет Инна Вербицкая. - К сожалению, на нашем пути много препятствий. Мешает скученность транспорта, шум рекламы, музыка, автосигнализация.
- Наша задача - сделать посещение картинной галереи для людей невидящих и слабовидящих реальностью - востребованной, качественной, чтобы для них это стало повседневностью, - заключает Светлана Руснак. - Не событием раз в год, к которому надо готовиться. Чтобы в любой момент можно прийти на выставку, которая человека заинтересует.
Напомним, экспозиция Приморской картинной галереи дополнилась репродукцией картины Николая Харламова «Русская девушка», оригинал которой входит в фонд культурного учреждения. Над тактильными экспонатами работают в музее им. Арсеньева. Так что новые культурные маршруты не за горами.
КСТАТИ
У каждого человека, имеющего инвалидность по зрению, теперь есть возможность посетить картинную галерею. Экскурсию проводят сотрудники, прошедшие специальную подготовку. Рассказывая о картинах особым образом, они выстраивают историю, помогая невидящему человеку собрать в своём воображении образ, созданный художником на полотне.
Смотрите также:
- Сколько окон, а Россия одна: приморцам показали живописный взгляд на жизнь →
- Художники Владивостока нарисовали девушек в туалете →
- Прикоснуться к вечности →