Тишина как награда

80-летие юбиляр встретил со скрипкой в руках. © / Дарья Изотова / АиФ

   
   

Его имя неразрывно связано со становлением и развитием системы музыкального образования в Приморье.

Леонид ВАЙМАН приехал во Владивосток молодым выпускником Петербургской филармонии, когда Дальневосточный институт искусств только открылся. Это было временем начала рассвета исполнительского искусства в городе у моря. К своему юбилею маэстро выпустил свою пятую книгу «Элегия моей души», где увлекательно и ярко раскрыл Владивостокский период своей биографии. Она посвящена выдающимся музыкантам, исполнителям, коллегам и друзьям.

А в день рождения мастера прошли юбилейные концерты, где выступили его ученики, а также ансамбль с уникальной историей и судьбой - «Элегия».

С ореолом романтики

- Леонид Анисимович, вы музыкант в третьем поколении. Этими словами вы начинаете повествование. Несмотря на это, ваш путь к музыке не был усыпан розами, не так ли?

- Действительно, я рос в музыкальной атмосфере: отец трубач, брат кларнетист, всего четыре трубача, три тромбониста, один дирижер. Казалось, выбор профессии был очевиден. Но моё раннее детство пришлось на трудные военные годы: семья находилась в эвакуации в Ташкенте: был голод, разруха. Потом вернулись в родной город Одессу, и я пошёл в общеобразовательную школу. Когда учился во втором классе, к нам неожиданно нагрянули музыканты - с идеей организовать вечернюю школу музыки для взрослых. Заодно прослушали детей. Я прибежал домой и заявил с порога: «Папа, я записался на скрипку!». Как будто, так и должно было быть. И всё-таки - это счастливая случайность. Позже я выдержал конкурс в спецшколу имени Петра Столярского, где мне привили ансамблевую культуру. Представьте себе - первомайская демонстрация, а мы, 100 скрипачей Одессы - от мала до велика - идём в одной большой колонне. На головках скрипок - красные банты, звучит «Марсельеза». Одесситы называли нас вундеркиндами. Горжусь, что окончил школу Солярского. Это была кузница талантов…

- Вы интересно описываете момент знакомства с Владивостоком. К примеру, как после выступления на телевидении, полночи шли пешком до района бухты Тихой, утопая в снегу. Чем в первую очередь притянул далёкий город?

   
   

- Дальний Восток для меня, молодого выпускника консерватории северной столицы, был овеян ореолом романтики. На дворе стояли 60-е: передо мной расстилался  живописный, красивый город, он быстро втянул меня в бурный творческий поток. Изумляла экзотика, здешние тайфуны казались чем-то невероятным. Моими коллегами стали музыканты из Москвы, Ленинграда. Мне было важно не просто написать об этом периоде, но и подобрать сохранившиеся фотографии.

- Какие личности затронуты в книге?

- Это и заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры духовых и ударных инструментов Виктор Колин. Мы с ним много музицировали, чего только стоил фестиваль духовых инструментов 60-х годов! А сколько провели фестивалей, посвящённых творчеству композиторов! В своём кабинете на стене я вывесил фотоснимки афиш, одна из последних - Эдвард Григ, дальше места не хватило.

Много играли и творчески общались с заслуженной артисткой РФ, профессором, заведующей кафедрой фортепиано ДВГИИ Раисой Илюхиной, заслуженным деятелем искусств, воспитавшим плеяду вокалистов, Владимиром Ворониным. Много воспоминаний связано с народным артистом Львом Ткачёвым, он, кстати, не только выступал на концертах в роли чтеца, но и обладал красивым баритоном. Как-то признался мне, что заикался. Но какой силой воли он преодолел себя! Всех ярких и незабываемых людей, которые мне встретились, перечислить невозможно, нужно читать книгу.

Гармония человека и профессионала

- Кем гордитесь из студентов, которые окончили институт в разные годы?

- Среди них есть знаковые фигуры в музыкальной жизни Приморья. Один из первых моих учеников из 60-х годов - скрипач, заслуженный артист РФ Александр Боргарт. Это и неповторимая Анна Зверева, с которой я смог воплотить идею ансамбля «Дивертисмент». С этим проектом мы объездили весь край, гастролировали в Японии. В этой ученице - удивительно гармоничное сочетание человеческих и профессиональных качеств, к тому же она - круглая отличница по духу. Прекрасный зрелый и самостоятельный музыкант Регина Добычина, на сольных концертах она играет множество произведений, неожиданно ярко проявляя себя в незнакомом материале. В 2016 году, будучи в Лос-Анджелесе, я встретил ученика – гитариста Сергея Таранова. Да, многие уехали в другие города, за рубеж. А те, кто остался, выступили в юбилейном концерте. Особенно хочется похвалить самых юных участников.

- Ансамбль «Элегия» - известный бренд приморского искусства, а как всё начиналось?

- Хорошо помню, как мы открывали новое здание академического театра имени Горького, я собрал 60 исполнителей - всех скрипачей института, училища и старших классов музыкальных школ. Так специально было задумано к 60-летию Октября. Тогда мы выдержали огромную конкуренцию среди других коллективов края. Постепенно «Элегия» сократилась до 12, в итоге до девяти человек. Они готовы работать на энтузиазме, для них важен процесс ансамблевой работы.

- Как выступила «Элегия» на юбилейном концерте?

- Когда я выпустил книгу о коллективе, в репертуаре ансамбля насчитывалось около 600 произведений. Сейчас, возможно, более тысячи. Мы включили в концерт сочинения, завоевавшие любовь публики. К примеру, «Элегию» Рахманинова, «Адажио» из балета «Спартак» Хачатуряна, «Аве Марию» Шуберта, вальсы Штрауса, пьесы приморского композитора Александра Гончаренко. Любим играть Чаплина, мелодии которого у всех на слуху. Кто бы мог подумать, что эту музыку сочинил «великий немой»!

Культура, вперёд!

- Леонид Анисимович, а как, на ваш взгляд, сегодня развивается музыкальное искусство Приморья?

- С интересом воспринял новость о том, что Русском острове собираются построить филиал центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Первый набор уже состоялся. А вскоре моя ученица пройдёт прослушивание на перспективу. Это другой, более высокий уровень музыкального образования, что стратегически правильно. К нам будут приезжать столичные кураторы, и это подтянет наших педагогов. Главное, чтобы хватило талантливых детей.

- Какие крупные музыкальные события посещаете?

- Огромную популярность завоевал Международный джазовый фестиваль, проходящий в Приморской филармонии. Помню, как попал на мастер-класс исполнителя на ударных из Германии. Ко мне подходят корреспонденты, спрашивают: «Что вы здесь делаете, скрипач «Элегии»?» Я напомнил, что музыка состоит не только из мелодии гармонии, но и ритма, и мне небезынтересны перспективы в этом направлении.

В нашем институте искусств раз в два года проходят значимые международные конкурсы для молодых исполнителей. Мои ученики играют в Тихоокеанском симфоническом оркестре, в коллективе приморской сцене Мариинского театра. Владивосток растёт в культурном плане. Иногда случается такое разнообразие культурных событий, что и не знаешь, что выбрать.

- Ваша методика преподавания основана на любви?

- Как минимум, на уважении. Я считаю, что если ребёнок в начале пути хуже владеет инструментом, но очень трудолюбив, я ему ставлю плюс. У каждого преподавателя своя система оценок уровня исполнителя. Кто-то больше обращает внимание на технику, для меня важен звук, его качество, личностное отношение к произведению.

- В коридорах института студенты одновременно играют на разных инструментах. Слуховая нагрузка - это привычка для вас?

- Можно сказать, что звук - наша сфера, мы купаемся в этом. Другое дело, конечно, когда слышишь плохие звуки, бывает, что раздражает. Расскажу анекдотический случай: играю с коллегой в шахматы,  партия не задаётся, потому что рядом стоит музыкант, репетирует. Я не понимаю, что происходит на доске, потому что слушаю. Пришлось вежливо попросить исполнителя помолчать.

Знаете, иногда тишина для меня награда. Я счастлив в тот момент, когда после концерта не сразу слышны аплодисменты, а до них проходят мгновения тишины. Когда мы играем Георгия Свиридова, а зал поднимается, потому что его сочинения воспринимаются как гимн России, я снова рад, что нас приветствуют молчанием. У Дмитрия Шостаковича есть альтовая соната, в ней воплощена вся его жизнь. Последнюю ноту альтист тянет бесконечно долго. Музыкант в ней растворяется. Потом он встаёт и уходит… И это тоже заслуживает тишины.

ДОСЬЕ

Леонид Анисимович Вайман родился в 1939 г. В 1957 г. окончил Одесскую школу-десятилетку им Столярского, в 1967 г. - Ленинградскую консерваторию. В ДВАИ работает с 1968 г. Ведёт активную концертную деятельность. Им созданы два коллектива - ансамбль скрипачей «Элегия» и трио «Дивертисмент». Автор ряда работ по актуальным проблемам методики обучения игре на струнных инструментах, в том числе, методике обучения игре на скрипке леворуких детей. В центре интересов - исследование музыкальной культуры Владивостока. Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор.

Смотрите также: