Юбилейный год для Приморского краевого театра молодёжи складывается творчески превосходно.
Об этом говорит успех у зрителя, его реакция, отражённая в глазах, под занавес - секунды звенящей тишины, срывающейся в аплодисменты. Отзывы о постановках обнадёживают: в затянувшийся кризис театр не просто выживает. Он живёт, заставляя удивляться, сопереживать, задумываться, верить в светлое, доброе, вечное. Открывать для себя вновь знакомую классику или современные произведения.
Пьесу польского писателя Славомира МРОЖЕКА «Эмигранты» любят ставить во многих театрах России. Свой вариант прочтения произведения - в жанре комедийной драмы - представил режиссёр Сергей РУДЕНОК.
В ожидании героев
Это не первое обращение приморского режиссёра к драматургии Мрожека. В «нулевые» годы по одноактной пьесе писателя «Кароль» он поставил спектакль «Иногда они возвращаются». В героях, над жестокостью которых удалось посмеяться некоторые люди узнали самих себя, в чём и обвинили режиссёра. В пьесе «Эмигранты» момент узнавания философски смягчён. Её персонажи - не злодеи, но и не гении. Это двое соотечественников, оказавшихся вдали от родины. Они почти безымянны: один - интеллигент, диссидент, отступник - АА, второй - мужик, работяга, накопитель - ХХ. Первый мечтает покорить мир с литературной миссией, второй - как можно больше заработать на домик в деревне. Понятно, что они никогда не договорятся.
Антиподы живут в весьма непростых условиях. Действие происходит в подвале вполне благополучного многоквартирного дома. Там серые и грязные стены, низкий потолок, лампочка, висящая на проводе, две железные кровати. Окон нет. На столе грязные тарелки, пластиковые кружки, консервные банки, бутылки. По центру сцены проходят канализационные трубы - это самое яркое цветовое пятно в спектакле. За такими декорациями не спрячешься. Актёры принимают удар на себя. Как рассказал Сергей Руденок, об этой постановке он мечтал ещё со времён студенчества. В техническом отношении спектакль довольно прост, но персонажи требуют серьёзной работы, глубокого попадания в образы. Вдвоём актёрам нужно удерживать внимание зрителя более двух часов. Наконец, режиссёр нашёл подходящих героев. Интеллигента сыграл Сергей МУДРИЦКИЙ, рабочего - Алексей ХАСНУТДИНОВ. Спектакль построен на непрерывном конфликте, он закручивается по спирали, и каждый раз по ходу действия разгорается с новой силой. Зритель ждёт, когда комедия окончательно обратится в драму. Ситуации на грани приковывают внимание зала. Большую роль играет малая сцена. До неё рукой подать, создаётся ощущение присутствия зрителя внутри действия. Публика колеблется, становясь на сторону то одного, то другого героя. Ей трудно обрести равновесие.
И драма, и фарс
Литературный источник «Эмигрантов» сложен, но очень притягателен. Мрожек для нескольких поколений театралов был кумиром. Несмотря на запреты, его произведениями зачитывались, ставили под псевдонимами. В 1980-е годы цензура ослабла, пьесы писателя начали ставить открыто. Пик популярности пришёлся на 1990-е годы. А сегодня Мрожек - признанный классик. Тема поиска родины была актуальна для него самого долгое время: более 20 лет писатель жил за пределами Польши - в Америке, Германии, Италии, Мексике. Был гражданином Франции, и лишь
в начале 90-х вернулся обратно в Варшаву. Интересно, что исполнитель роли диссидента пьесы Сергей Мудрицкий шесть лет провёл заграницей, и для него в спектакле стал важным личный момент пережитого. Его роль требует огромной отдачи - в ней больше текста, физической нагрузки, эмоционального накала. АА полон интеллектуального превосходства, он пытается быть поводырём над своим соседом. Компенсацией за бесконечные идеологические претензии становится щедрость диссидента. Герой ХХ Алексея Хастутдинова не тратит денег на еду, ни на развлечения, считает каждый грош. Его потребности просты, у него нет времени думать о великом.
Между ними пролегла пропасть, и это ярко отразилось в диалоге о подвале. Если АА нужен свежий воздух и солнечный свет, то ХХ хорошо и без окон, от которого «одни сквозняки». Одного тянет на верхний этаж, другого вниз, ведь «от свежего воздуха можно простыть».
Но даже в убогой обстановке подвала, где обитают герои, найдутся интригующие моменты. Внезапно зажжённая лампочка или капающая из крана вода, плюшевая собака, застывший над головой противника топор и увитая вокруг шеи петля. Произведения Славомира Мрожека относят к театру абсурда. Для постановки выбран жанр комедийной драмы, и она больше приближена к реальности. И всётаки, литературный текст оживает благодаря актёрской игре. А в этом спектакле она потребовала немало усилий. Пролистав рецензии на столичные постановки, с удивлением обнаружила отзыв разочарованного зрителя «Эмигантов». О причинах скуки можно лишь догадываться. С другой стороны, спектакль не для шоу и веселья. Стоит отдать должное актёрам театра молодёжи - они играют без второго состава.
Главная интрига пьесы «Эмигранты» - в месте и времени происходящего. Никакого намёка в тексте нет. Географическая точка земли и эпоха ничем не отмечены. Действие могло происходить в любой стране мира. Там, где есть люди, обречённые жить на чужбине. Где есть конфликт высоких и низких материй. В спектакле звучит и классический джаз, а для финала оправдано и органично подошла песня «В наших глазах» рок-кумира 80-х Виктора ЦОЯ. Музыка имеет отношение к драматургии, созданию колорита, настроения - но не к эпохе. Это подтверждает, что тема, поднятая в пьесе - неисчерпаема и вечна.
Позиция автора «Эмигрантов» выражена с предельной ясностью: «Человек должен быть свободен!». Создатели спектакля полностью с этим согласны.
Досье
Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ станови-лись победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованным Фондом независимого радиовещания, Москва.
Кстати
Очередные показы спектакля «Эмигранты» пройдут 18 июня и 2 июля
Елена ЖУКОВА
Фото автора
Смотрите также:
- Чёрно-белое кино Владивостока. Как и сто лет назад его интересно смотреть →
- Море, Музыка и Телевизор... Таковы три стихии журналиста Елены Щедриной →
- Почему Россия не США? →