Доподлинно известно, что первая киносъёмка во Владивостоке состоялась в 1901 году. Заезжий «гастролёр», некто француз Матье, поставил киноаппарат возле здания Торгового дома Кунста и Альберса и снимал проходивших мимо людей. Через полгода господин Матье уехал восвояси, прихватив плёнку с собой. Следы его шедевра, увы, затерялись.
К сожалению, подобная участь постигла большинство киноработ тех лет. И всё же благодаря энтузиастам часть из них бережно сохранилась.
Уже седьмой год во Владивостоке работает уникальный ретропроект «Синематека». Благодаря поддержке коллег его придумал и осуществил Дмитрий Рыкунов - историк, старший научный сотрудник музея имени Арсеньева. Увлечённый человек, доказывающий окружающим, что немое кино - это не только Чарли Чаплин.
Вернуться на сто лет назад
Елена Жукова: - Дмитрий Эдуардович, свою трудовую биографию вы начинали с кораблестроения. Потом ушли с головой в музейное дело, затем стали преподавать в вузах историю. Помню, как вы писали о первых автомобилях Владивостока. Что заставило обратиться к кино?
Дмитрий Рыкунов: - В начале 2000-х годов на DVD вышла коллекция фильмов звезды раннего кинематографа - Веры Холодной. Появилась возможность не просто показать картины на большом экране, но и воссоздать обстановку кинотеатра того времени.
Во Владивосток кино пришло в 1897 году. В город приехали свои мистеры Фёрст и Секонд (герои кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов» - прим. ред.). История даже сохранила их реальные фамилии - Хегберг и Маржецкий. Они были романтиками, которые даже не рассчитывали на коммерческий успех своего дела, ведь сначала к движущимся картинкам люди относились с большим недоверием. Прошло десять лет, и в городе, как грибы, стали открываться кинотеатры. «Мир иллюзий», «Золотой рог», «Мираж», «Декаданс», Гранд Иллюзион А. Купера и др. Появлялись и исчезали хрупкие летние павильоны. Кино сразило всех наповал. Сегодня в нашем музее есть небольшой уютный зал, где можно познакомиться с шедеврами немого кино. Нашёлся и тапёр - заслуженный артист России, пианист Леонид Букин, он с темпераментом и душой озвучивает наши сеансы. Всё как тогда - сто лет назад.
- Вы не только показываете, но и просвещаете?
- Я не на шутку увлёкся немым кинематографом. Собирая коллекцию фильмов, параллельно искал специальную литературу - редкую и уникальную. Это мемуары американской актрисы Лиллиан Гиш и датской звезды экрана Асты Нильсен. Моим путеводителем стала «Всеобщая история кино» Жоржа Садуля - ценный, уникальный источник. Первые заветные два тома попали ко мне забавным образом. Мой товарищ нашёл их на помойке. Удивительно, они были в отличном состоянии. Я читал взахлёб. Завидовал Садулю, ведь он жил в невероятно интересную эпоху и имел возможность смотреть эти фильмы! Но мечты сбываются. Сегодня с развитием Интернета классика немого кино стала доступной. И мы с единомышленниками с удовольствием делимся знаниями со зрителями «Синематеки».
В чём величие?
- Мы говорим немое кино, подразумеваем - Чаплин…
- Сэр Чарльз Спенсер Чаплин буквально монополизировал в сознании миллионов мысль о том, что немое кино - это только он. Бесспорно, образ смешного бродяги, воюющего со всем миром, гениален. Но есть и другие звёзды той эпохи. Бастер Китон, Гарольд Ллойд - не уступали ему по уровню таланта. Это пионеры кинематографа, люди-глыбы. Взять француза Жоржа Мельеса - он был и режиссёром, и актёром, и художником-оформителем. Ставил посреди павильона неподвижную камеру и выходил перед ней играть, сам рисовал фантастические по красоте декорации. Мельес первым в мире по наитию провёл комбинированные съёмки. Он же снял первый фантастический фильм, комедию, пародию, первым экранизировал классику. Заразил весь мир сюжетом о полёте человека на Луну. Потом оказался невостребованным. В конце 20-х годов один французский журналист случайно узнал в престарелом торговце игрушками пионера кинематографа. Грустного старика наградили орденом Почётного легиона и… снова забыли. Мельес умер в одиночестве, в доме престарелых.
- Многие отмечают, что сегодня старые фильмы смотрятся чересчур наивно…
- Поймите, это были первые шаги на гигантском поприще. Возьмём десятиминутный фильм русского режиссёра Василия Гончарова «Жизнь и смерть Пушкина». Он смотрится забавно - с точки зрения и знатоков, и обывателей 21 века. Сразу после выхода киноработы её раскритиковали в пух и прах. Но это - первый биографический фильм. И он вошёл в историю отечественного кинематографа.
Канули в Лету
- Какова судьба огромного наследия чёрно-белого кино?
- Печально, но факт - 70 % немых чёрно-белых фильмов в мире не сохранились. Часто плёнки портились, потому что не соблюдались условия их хранения, часть погибла во время пожаров. В России многие картины были утеряны с приходом Советской власти. 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров издал указ о национализации кинопромышленности, после чего большинство мастеров кино спешно покинули страну. Гражданская война, разруха, голод… Плёнки с фильмами прятали, сжигали,
в лучшем случае - увозили за границу. Показательна история основоположника первых кинотеатров в Иркутске - итальянца Антонио Дон-Отелло (на русский лад его звали Антоном Михайловичем). Львиная доля фильмов была отобрана у него Советской властью и уничтожена.
- Есть ли информация о лентах, снятых во Владивостоке?
- Известно, что в 1919 году американцы начинали здесь работать над фильмом по Венедикту Марту. В 1927 году известный режиссер Валерий Инкинжинов специально для съёмок фильма «Вор» («Клеймо креста») построил в Приморье декорации корейской деревни. Но об этих картинах ничего неизвестно. К сожалению, здесь очень мало снимали хронику. Правда, сохранилась одна из уникальных лент от 1922 года - парад, посвящённый годовщине меркуловского правительства. Пройдут считанные месяцы, придут Советы и сметут на своём пути последних представителей буржуазной власти. Лично я побывал в архиве кинофотодокументов в Москве и там обнаружил ещё одни любопытные документальные съёмки из Владивостока - праздник христианского союза молодых людей.
- Снимал ли кто-нибудь знаменитые экспедиции Арсеньева?
- Гордость музейных фондов - два документальных фильма «Лесные люди» и «По дебрям Уссурийского края», снятые Александром Литвиновым в 1928 году. Это наше бесценное достояние. К слову, иногда мы нарушаем правила и показываем кино более позднего периода. К примеру, это ленты «Дерсу Узала» двух разных режиссёров - Агаси Бабаяна и Акиры Куросавы. Их снимали в Анучинском районе Приморья.
- А лента Матье так и канула в лету?
- Есть надежда, что она затерялась где-нибудь в хранилищах французских фильмофондов. Только найти её будет довольно сложно. Ну, посмотрят исследователи, сделают вывод: «Какой-то азиатский город, много китайцев ходит…» Остаётся верить в чудо. В то, что первая владивостокская съёмка когда-нибудь обнаружится.
Досье
Дмитрий Рыкунов.Родился во Владивостоке в 1965 г. Окончил кораблестроительный факультет ДВПИ и заочно - исторический факультет ДВГУ. Старший научный сотрудник музея им. Арсеньева. Преподаватель курса «История кино» в ДВГАИ. Автор ряда исследовательских работ по истории кинематографа в Приморье и культурно-просветительского проекта «Синематека».