«Шкала роста. Трудами Вашими здесь Россия» - так называется выставка, которая работает в музее Города на Петра Великого 6.
Она посвящена первооткрывателям и основателям Владивостока, личностям, которые внесли огромный вклад в развитие молодого порта, выросшего среди тайги и ставшего оплотом Дальнего Востока. Военные моряки, адмиралы, путешественники, предприниматели, учёные - всего в почётной
Работы выполнены в оригинальной графической технике, где даже копии старинных фотографий сделаны вручную. К каждому человеку прилагается биография, а шкала отмечает важные вехи деятельности. Так, посетители узнают, что Геннадий Невельской в 36 лет доказал, что Амур судоходен, Николай Сологуб в 35 лет назначен главным редактором газеты «Владивосток». Выставка объединяет познавательное и художественное значение.
В подробности проекта посвятила художник Лилия Козьмина.
История в миниатюрах
- Лидия, мы больше привыкли к вашим выставкам с живописными полотнами, а тут коллажи, причём сравнительно небольшие по размерам. Почему взялись за этот проект?
- Однажды ко мне в мастерскую пришли две женщины - Ирина Ткачева, входящая в общественный совет по культуре при губернаторе и меценат Ирина Кузьмина. У них возникла идея привлечь жителей и гостей Владивостока к его истории, объединив судьбы известных людей. Я немного испугалась, не сразу сообразила, как, к примеру, изобразить адмирала Макарова, Муравьева-Амурского. Моё направление в искусстве несколько иное. Придумала оригинальный ход: сделать о каждой личности композицию в виде коллажа, наполнив историческими и художественными образами, связанные с этим человеком. Ставилась задача, чтобы выставка была передвижная, поэтому формат работ небольшой. Хочется отметить, что в проекте задействован широкий круг специалистов - общественные деятели, меценаты, дизайнеры, сотрудники музея им. Арсеньева.
- Кроме портретов деятелей, вы использовали как старые фотографии и открытки, так и изображения современного города. В чём смысл?
- Я предложила соединить прошлое и настоящее: что было во время жизни персонажей выставки, и что осталось в память о них. К примеру, в память о пребывании цесаревича Николая улицу Петра Великого украшает Триумфальная арка. Делая подборку о Николае, я использовала свой набросок арки, а символом о прошлом стала фотография фрегата, на котором он совершал морское путешествие.
Каждая личность находится в окружении важных моментов. Владимир Арсеньев вместе с изображением Дерсу, тигра, а ещё дома, где он жил с семьёй в последние годы. Я использовала в работе карты, виды куполов храмов, маяков. Учебная и просветительская миссия проекта соединяется с художественным замыслом - графическими миниатюрными работами. В дополнении к выставке - набор открыток, с биографиями известных людей на русском и английском языке. В неком роде проект - это сконцентрированная история нашего города.
- В процессе подготовки о чём вы узнали впервые?
- Каждую личность, словно заново открывала. Я долгое время преподаю в художественном колледже, но никогда не знала о том, что рядом с нашим зданием расположен бывший дом Алексея Старцева, того самого, который остров Путятина превратил в райское место. А вот на том же Путятине, к сожалению, не осталось ни следа от его деятельности. Дом Семёнова, оказывается, всем знакомое здание с длинным балконом на Светланской. Поразила биография Фёдора Буссе, который руководил переселенческим процессом. Сама живу на сопке им. Буссе, но никогда не задумывалась и значении этого человека в освоении Приморья. Он изучал местный народный этнос, способствовал открытию географического общества на народные деньги, и не зря первое здание общества, а я изобразила на коллаже царского чиновника.
Пока героиня одна
- Музейные раритеты помогли?
- Несколько артефактов в работе использовала: чернильница Казакевича, портмоне Шевелева и др. Чтобы было понятно читателям, уточню, что всё, кроме портретов, переведено на бумагу ручным способом, графикой с использованием акварели, пера, карандаша. Некоторые зарисовки мои написаны с натуры.
- Чем масштабнее личность, тем сложнее?
- Сложнее всего было найти ассоциации к Михаилу Шевелёву, который во Владивостоке организовал первое частное пассажирское пароходство. Вместе со Старцевым он прибыл из Сибири, оба отлично знали китайский язык, что позволило удачно торговать с Китаем. Полученные деньги он вкладывал в развитие города, в частности, передавал средства Восточному институту. Поэтому рядом с портретом - старый корпус университета со знаменитыми львами.
- Среди всех героев выставки кто вам ближе по духу?
- Те, которые жили на побережье. Как художник, много времени провожу на пленэрах вблизи от моря. С детства мне знакома судьба Юлия Бриннера, его усадьба в Сидеми, которая, к сожалению, сгорела. А раньше мои коллеги часто рисовали эту усадьбу, разрушенный замок Янковского. Жаль, что всё меньше памяти, свидетельств об этих удивительных людях остаётся.
- У всех шкала роста конкретная, а у Элеоноры Прей - бесконечная?
- Такова задумка сотрудников музея. Они считают, что своему признанию Элеонора отдала все годы жизни, прожитые здесь. Она - единственная женщина на выставке. Хотя были и другие дамы, которые внесли многое в развитие города, его окультуривание. Но пока героиня одна.
Место моей жизни
- Лидия, как вы воспринимаете перемены, которые происходят во Владивостоке?
- Этот город безмерно люблю, нет отчаянного пессимизма по поводу изменений. Думали, что мосты окажутся лишними, но они только украсили пейзаж. Приезжают художники из Сибири, Санкт-Петербурга, они в восторге. У нас глаз замыливается, мы думаем о плохих дорогах, мусоре, выискиваем какие-то недостатки. А приезжий художник в первую очередь видит горизонт моря, сопки, ландшафт.
- Как проявляется образ города в вашем творчестве, ведь в нём много мифологии?
- Изначально оно строится на рельсах реалистической живописи, с элементами субъективных художественных символов. Пусть это будет фантастический, символический реализм, в создании некоторой истории мифа и легенды, куда я вплетаю наше море, сопки, шиповник на берегу, белые раковины, устрицы. Населяю этот мир русалками, сиринами, морской, славянской, европейской символикой. Материал собираю на берегу, этюды пишу с натуры, а дома на холсте стараюсь соединить воедино реальность и фантазии.
- А влияние культур соседних стран Азии откуда?
- Это неудивительно, много путешествую по Китаю, Японии, Корее, Вьетнаму, в Поднебесной преподавала живопись, отсюда - обогащение традициями. Мы живём на грани культур. Есть международный проект «Цветы мира», где объединились художники стран АТР. У нас мощный обмен культур, удивительные встречи, когда на незнакомый мир смотришь не только глазами туриста, но и глазами художника, изнутри. Мы готовили выставки с китайскими, корейскими и японскими коллегами, не зная языка, искусство нас объединило. Главное, что все проекты состоялись и во Владивостоке.
- Почему там много времени проводите на пленэрах?
- Стараюсь приобщить студентов к важной составляющей части искусства. Не выдумывать, а жить и наблюдать - на этом основана русская школа живописи. Студентам запрещаю рисовать с фотографии, говорю, что нет ничего ценнее этюда, написанного с натуры. Важно традиции молодым сохранить. В Андреевку, где расположены дачи художников, многие едут с удовольствием. И я стараюсь писать.
- Что привезёте с очередного пленэра?
- В этот время люблю рисовать осенние цветы, ягоды боярышника, калины. Но больше тянет на побережье, где раковины, устрицы, гребешок.
- Возвращаясь к музейной выставке: ожидать продолжение галереи героев Владивостока?
- Работа над проектом заняла у меня четыре месяца. Конечно, великих людей города было намного больше. Есть задумка дальше проект развивать. И я ощущаю за него особую ответственность. Ведь Владивосток - место моей жизни. Никогда не было мысли уехать отсюда, хотя очень много путешествовала.
КСТАТИ
Выставка «Шкала роста. Трудами Вашими здесь Россия» продолжит работу до 28 декабря.
ДОСЬЕ
Лидия Александровна Козьмина родилась в Артёме, Приморский край. Член Союза художников России. Окончила Владивостокское художественное училище, Дальневосточный государственный институт искусств по классу живописи. Участник выставок в России, в Южной Корее, Китае, Японии, Австралии, Германии, Франции. Работы Лидии Козьминой находятся в галереях и частных коллекциях в России, Японии, США, Южной Кореи, Китая, Австралии.
Смотрите также:
- Время ощипывать ёлку. Зачем современному человеку рукоделие? →
- Джон Кудрявцев возвращается картинами →
- Муза и книги художника с Миллионки →