Медицине нужна перестройка

Больница ждёт пациентов, чтобы помочь им. © / Анастасия Царёва / АиФ

Владивостокская городская клиническая больница №1 - медучреждение экстренной помощи.

   
   

Именно сюда поступает основная часть пациентов из краевого центра по «Скорой», сюда приходят самостоятельно. Ежедневно через приёмное отделение проходит 100-150 человек. Ещё около 500 больных находятся на стационарном лечении. Вместе с тем, одна из ведущих больниц Приморья, своего рода, лакмусовая бумажка состояния здравоохранения региона. На её примере хорошо видны и плюсы, и минусы общего положения дел в отрасли.

Из главных вопросов - капремонт

Основные корпуса больницы на улице Садовой 1961 года постройки. Есть ещё 5-этажный терапевтический корпус, который сдали в 1967 году, но это здание изначально строилось не как больничное отделение, а как общежитие. То есть проект не был профильным. Необходимость заставила переделать его в лечебный корпус. Последний раз масштабный капитальный ремонт в больнице делали более 20 лет назад.

Увы, для приморского здравоохранения ситуация типичная. При этом нареканий, как у пациентов, так и у контролирующих структур непосредственно к качеству оказания медицинской помощи не возникает. Напротив, больницу чаще хвалят.

- В этой больнице лежит мой тесть. Специалистам огромная благодарность, вытащили человека, помогли. Именно такого рода недуги здесь лечат очень хорошо, - говорит родственник одного пациента.

- В этом учреждении я второй раз за год. Врачам, особенно младшему медперсоналу просто низкий поклон. Никаких претензий к врачам тоже нет, - рассказывает другой пациент. - Если меня прихватывает с заболеванием, именно сюда еду, знаю, что помогут.

Именно пациенты одного из отделений ВКБ № 1 стали инициаторами обращения в Общественную палату Приморского края. Они очень просили помочь руководству больницы провести ремонт и решить другие бытовые и коммунальные вопросы в медучреждении. Помочь, в первую очередь, финансово.

   
   

Это обращение и визит общественников в больницу стал поводом для корреспондентов «АиФ-Приморья» побывать в ВКБ№1 и оценить реальное положение дел. Вместе с общественниками мы пытались понять, чем и как можно помочь такой важной больнице.

Что сразу бросается в глаза. С точки зрения состояния самих зданий и помещений, ситуация, в принципе приемлемая. Да, есть проблемы, что где-то не покрашены внешние стены. Да, не всегда работает лифт. Да, где-то в помещениях общего пользования периодически бежит вода из кранов.

- Понимаете, подчинить один кран – это не стратегическое решение вопроса, - рассказывал пациент хирургического отделения Иван Петрович. - Я сам работал слесарем и прекрасно знаю, что менять надо не прокладку или вентиль в кране. По-хорошему, надо в этом корпусе полностью заменить всю систему водоснабжения. Внутренние трубы и соединительные колена.

- К сожалению, здравоохранение досталось новому руководству Приморского края, прямо скажем, далеко не в блестящем состоянии, - заявил руководитель приморского здравоохранения, вице-губернатор Приморского края Виктор Фисенко. - Озвученные пациентами вопросы типичны. Мы их прекрасно видим. Но мгновенно сделать все невозможно. Нужно время. И потихоньку все вместе сдвинем ситуацию в лучшую сторону.

- То, что в наших силах, делаем. Да, наше лифтовое хозяйство не новое. Ремонтируем подъемники постоянно. Есть обслуживающие компании, с которыми заключены контракты, - говорит главврач больницы Евгений Шестопалов. - Но я бы обратил внимание на другой нюанс. Полностью согласен с пациентами, которые обращались в Общественную палату. Решать проблемы надо не точечно, а комплексно, стратегически. Например, правильную маршрутизацию пациентов внутри учреждения создать невозможно по причине многокорпусной системы стационара. А это, как минимум, строительство переходов между корпусами. А значит, реконструкций и капитальных ремонтов не избежать. По закону, капитальный ремонт за счет бюджета больницы администрация проводить не может, не имеет право. Текущие ремонты проводятся: все подбеливается, подкрашивается. Делаем всё от нас зависящее.

Стремление к идеалу

Как прозвучало на встрече общественников с пациентами, в планах руководства больницы не просто капитальный ремонт зданий, а настоящая перестройка некоторых отделений. Чтобы они в полной мере отвечали современным требованиям по оказанию медицинской помощи.

Так, в приемном отделении хотят отказаться от регистратуры в традиционном понимании. Появится большая диагностическая палата, куда бы сразу подъезжала машина скорой помощи с пациентом.

Дальше ремонт запланирован в отделении неврологии, где лежат пациенты с инсультами. Здесь хотят добавить реабилитационные палаты. Планируется внедрить новые реабилитационные технологии для тяжёлых больных. Идея состоит в  том, чтобы больницу человек покидал, если не стопроцентно здоровым, то, по крайней мере, в хорошем состоянии. Понятно, что есть и планы по оснащению отделения реабилитационным оборудованием - в том числе специальными кроватями для лежачих. Также хотят сделать большие дверные проемы, просторные санкомнаты. Все для удобства маломобильных пациентов. На 2020 год запланирован ремонт 4 и 5 этажей терапевтического корпуса, хирургический корпус оставят на 2021 год.

- 600 миллионов рублей заложены в годовом бюджете Приморского края на ремонт всех больниц, - говорит Виктор Фисенко. - Эти деньги получат около сорока  лечебных учреждений края. Конечно, Владивостокская клиническая больница №1 - одна из первых, в которую придет помощь. Мы прекрасно понимаем ее значимость для города, да и края в целом.

«Скорая» стоит в пробке

Но даже профильный департамент не решить абсолютно все проблемы. Нужно, чтобы к некоторым вопросам активно подключилась администрация города.

Например, острый вопрос для стационара - подъездные пути к лечебному учреждению. Узкая дорога в спальном районе, с обеих сторон запаркованная автомобилями пациентов и местных жителей. По этой дороге экстренных больных везет «скорая». Выезжать или въезжать, пропуская на узкой дороге встречный поток, приходится в среднем по 5-7 минут. Рекорд одного из пациентов - 35 минут в пробке возле больницы.

Частные машины и такси загораживают путь «Скорым» к больнице. Фото: АиФ/ Анастасия Царёва

Сейчас на въезде в больницу - частный магазин. Со всех сторон этот образчик частной торговли родом из 90-х окружен контейнерами. Земля перед больницей - городская, так что вопрос своими силами врачам не решить.

- Кареты скорой помощи должны беспрепятственно въезжать и выезжать, чтобы не терять драгоценных минут, даже секунд, потому что больница экстренная, и не дай бог, что случится. Все пространство перед больницей нужно освободить, - справедливо считаю врачи.

Члены Общественной палаты предложили даже поменять приоритеты движения: сделать дорогу, ведущую от детской больницы односторонней. Еще одно рацпредложение - пустить маршрутки с Первой речки, как это сделано возле «тысячекоечной» больницы. Путь от остановки для маломобильных людей, пациентов с детьми - нелегкий из-за ландшафта и заселенности спального района.

- Вы инициируйте письмо, в котором изложите эти проблемы и варианты решения, на меня, а я направлю письмо на имя городского главы, и думаю, совместными усилиями мы разберемся с этой ситуацией, - предложил Виктор Фисенко. - Качество медицинской помощи оценивается многопланово. Даже если помощь пациенту оказывается в соответствии со всеми стандартами и клиническими рекомендациями, а на выходе он запнулся о торчащий гвоздь, он мысленно поставит учреждению тройку из 10 баллов. Будем решать все комплексно.

Главный же вывод из работы представителей общественной палаты прост. Больницам, особенно таким важным как ВКБ №1, надо помогать. Своими силами руководству медучреждений бытовые вопросы, копившиеся годами не решить. Найти варианты поддержки - главная цель краевой власти. А работа врачей - поставить людей на ноги. В идеале, обе эти задачи решать надо оперативно и параллельно.

КСТАТИ

Руководство больницы много раз обращалось в вышестоящие инстанции с просьбой провести капремонт по программе «Модернизация здравоохранения», которая реализуется как часть нацпроекта. В итоге больница сейчас включена в программу капремонта.

Смотрите также: