Игры в гектары: деревья рубят прямо в поймах рек Приморского края

Пеньками могут стать лесные долины. © / АиФ

Места близ легендарной горы Пидан - известные, широко разрекламированные. Люди толпами совершают восхождения. А в низовьях вырастает инфраструктура в виде турбаз, от которых никакой пользы местному бюджету. Ведут себя гости в горах не всегда чистоплотно - отсюда мусор, гибель редких деревьев и растений. Природа чахнет от активного воздействия человека. Ко всем бедам прибавился дальневосточный гектар. Бесплатные участки хватают близ горных рек, сегодня там активно выкорчёвываются леса. Защитники природы перед новыми хозяевами бессильны. В законах у нас, как всегда - полная неразбериха.

   
   

Вас смоет волной!

В декабре таёжные просторы близ Новонежинского поселения укрыты снегом. Ослепительная красота и чистый воздух! Идеальный пейзаж портят сваленные в кучи деревья. Но контролирующих органов как след простыл. За 40 км от деревень Анисимовки и Лукьяновки - ни одного лесничего и участкового. Пожарная часть так далеко, что команду по тушению возгораний создали местными усилиями. Между тем, река Суходол, где валят лес, имеет рабохозяйственное значение. Не заповедник, но водоохранная зона «Р1»,где нельзя нарушать экосистему.

- Первые коттеджи появились здесь в 2012 году, - говорит жительница села Лукьяновка Елена ПЫХТИНА. - Приезжие вбивают колья, колья, дорогу перегораживают, деревья метят красной краской. В отделе землепользования местной администрации оправдываются - в момент приобретения земли не было градостроительного плана. Но мы живем в 2017-ом.

Елена Пыхтина создала инициативную группу, и теперь сельские жители обивают пороги чиновников. Пытаются объяснить новых хозяевам - в руслах рек ничего нельзя строить. Очередное наводнение, и вас смоет волной вместе с коттеджами! Женщина вспоминает, как во время тайфуна «Лайонрок» здесь погиб человек.

- А сегодня в руслах рек взяли земли под дальневосточный гектар, - возмущается Елена Пыхтина. - Цель понятна - настроить турбаз для тех, кто идёт на Пидан.

К слову, только в двух деревнях 42 стихийные и незарегистрированные турбазы. По закону - нонсенс. И на это никто не обращает внимания, бизнес процветает. Новогодние ёлки горят, туристы пляшут, местных коров шокируют, которым к слову, пастись стало негде. Госэспертиза на выпил деревьев не проводится. И совсем непонятно, кто будет контролировать новых землевладельцев?

- Благими намерениями дорога в ад выложена, - вздыхает глава Новонежинского поселения Илья ЗЫЗИН. - С одной стороны - законно берут гектары. Но сегодня зона, где вырубаются леса, относится к категории «Р1», по сути там можно просто только ходить и дышать свежим воздухом. У нас до сих пор нет паспортизации лесов, чёткого разграничения между деревней и лесным пунктом. Люди, которые получили гектары, сами оказались заложниками ситуации. Это федеральный закон. Никто не интересуется оценкой ситуации глазами местных жителей.

   
   

Мина замедленного действия для конфликтов между местным и прибывшим населением заложено. Пахнет криминалом. Но пока не уничтожили весь кишмиш, и на склонах скал обитают редкие виды ящериц - есть надежда, что природа возьмёт своё.

- Раз в несколько лет горные речки переполняются, вода смывает всё вокруг, - говорит глава поселения. - Лес становится чистым, красивым. Заодно смываются все постройки. Куда бежит человек? За компенсацией из бюджета. Вырубка леса лишь усиливает опасность разлива. А новые хозяева отмахиваются: разберёмся.

От массовых восхождений на Пидан остаются и такие следы. Фото: АиФ

Хочу гектар у моря!

Главе Общественного экспертного совета по экологической безопасности при губернаторе Приморского края, доктору биологических наук ДВО РАН Владимиру Ракову о ситуации хорошо известно. Сельчанки активно заявили о своей позиции на одном из заседаний совета.

- Раньше местные жители выходили в тайгу по грибы-ягоды, отдыхали в лесу, а теперь там заборов понаставили! - комментирует Владимир РАКОВ. - Главное, что никакой экологической экспертизы выдаваемых участков не проводится. Подобное происходит близ озера Ханка, в районе залива Восток. Но кого интересует редкий вид кожистой черепахи, которая может быть уничтожена? У экологов совета не спрашивают. Люди получают участок, которые выбрали онлайн. От такой поспешной раздачи страдают природные экосистемы, сформированной тысячи лет!

Ранее учёные предлагали - в первую очередь выдавать участки на пустующих землях, где раньше были посёлки, разработанные поля. Все хотят поближе к воде. Не зная особенностей региона, погоды, природы, условий проживания.

Пока инициативная группа совместно с администрацией поселения при поддержке экологов пытается выработать концепцию, которую можно донести до федеральной власти. В первую очередь, потребовать проведения экспертиз. И чтобы все знали, чего хочет делать на земле хозяин гектара.

Фото Татьяны МЕЕЛЬ, Ильи ЕВСТИГНЕЕВА

КСТАТИ

При раздаче гектаров случаются казусы. Вроде по карте зеленая лужайка. На деле - илистые поля, куда сливаются нечистоты. Травка их слегка прикрывает. Вроде, лужайка - красиво, но что на этом навозе можно сделать - уму непостижимо!

Смотрите также: