Эхо трагедии в Керчи, где во время стрельбы в колледже погибли и пострадали десятки детей и взрослых, прокатилось по стране.
В приморских учебных заведениях усилили меры безопасности. Проверили наличие тревожных кнопок, пожарные выходы, провели профилактические беседы. Последнее вызывают массу вопросов. По многочисленным отчётам, со школьниками активно говорят о терроризме, экстремизме и так далее. По сути, большинство детей и подростков не знают, как себя вести в случае чрезвычайной ситуации. МЧС больше сосредоточена на профилактике пожаров, ГИБДД - дорожных происшествий. В интернете большой популярностью пользуется инструкция учителя ОБЖ. В некоторых школах этот жизненно важный предмет вовсе отсутствует.
Голос правды
Майор ВДВ в отставке выпустил свод жёстких, простых, написанных на доступном языке правил: что делать, если рядом гремят взрывы или в тебя стреляют. Поражает, насколько автор тонко знает психологию современных детей. Тех, которые живут в интернете и слабо представляют отличие виртуальной иллюзии от правды жизни.
- Не разбирайся, что происходит, - пишет автор. - Не останавливайся снимать, чтобы выложить и потом хайпануть. Беги. Звони родителям, что живой. Вызывай полицию. Не надо стесняться падать. Даже в грязь. Даже в самой новой дорогой одежде. Даже если больно. Падая, можно спасти себе жизнь.
Не секрет, что родительские чаты, объединённые по классам, детсадовским группам или кружкам, - сугубо женские. Изредка в них прорываются мужские голоса. С инструкцией калининградского педагога мужики буквально вломились в «мамкины» сайты.
Собеседник пришёл к идее разработать инструкцию по безопасности на основе военно-спортивной игры «Зарница», традиции которой снова возрождаются в стране. Согласился, что жизнь в интернете, как и зависимость от алкоголя и табака, губит подрастающее поколение.
- У нас в школе уроки ОБЖ вообще не проводятся, только галочки ставят, - говорит ученица 7-го класса одной из школ Владивостока Анастасия. - За день до каникул поговорили полчаса. Мол, не покалечьтесь, останьтесь живые и приходите обратно учиться. Против терроризма уроки не проводят. А ведь такие занятия нам нужны.
- Система безопасности в школах базируется на нескольких уровнях, - говорит директор школы 52 Владивостока Елена Дмитриенко. - За неё отвечает не только сторож и вахтёр, но и представители охранного агентства. Каждый день мы назначаем дежурного администратора, который с раннего утра делает в школе регулярные обходы. Его задача - вовремя заметить посторонних лиц, оставленные в здании подозрительные предметы. На начало учебного года создаются приказы по пропускному режиму по антитеррору. По правилам, даже родители смогут пройти в школу лишь при наличии паспорта.
Подстелить соломинку
Большой вопрос: где брать сильных психологов-практиков, которые согласятся работать в школах, с непростым контингентом, неуправляемой ордой? Изнеженные на уникальных методиках, сидящие в уютных кабинетах лекари душ и не знают, что творится вокруг и почему вдруг в мирной жизни в тебя начинает стрелять сосед, одноклассник или случайный прохожий?
Справедливости ради стоит отметить, у силовых структур дел по воспитанию подрастающего поколения выше крыши.
- Состояние детского дорожно-транспортного травматизма вызывает обеспокоенность, особенно в осенне-зимний период, - сообщили в пресс-службе ГИДББ края. - Ситуация остаётся тревожной. По данным официальной статистики, с начала года зафиксировано 284 ДТП с участием несовершеннолетних, в результате которых погибли шесть детей и 297 пострадали.
Инспекторы поясняют: школьники часто остаются без должного присмотра взрослых. На количество происшествий влияет сокращение светового дня и неблагоприятные погодные условия. В силу возраста несовершеннолетние не всегда могут адекватно оценить дорожную обстановку, подвергая свою жизнь неоправданному риску.
Нельзя постоянно жить в страхе
Пеняя на родителей, которые не прививают ребёнку правила дорожного движения, в Госавтоинспекции порой в упор не видят реалий. Это и отсутствие зебр и светофоров, и заставленные автомобилями тротуары, которые не обойти, и скопление машин у школьных переходов. Сама среда повышенно опасна, и в ней бессильны любые правила и инструкции.
Вносят свою лепту и волонтёры, занимающиеся поисками пропавших детей. В свободное от работы время они идут в школы, рассказывают о том, почему нельзя доверять посторонним людям.
- Последняя лекция была в школе Лесозаводска перед каникулами, - делится волонтёр Анастасия Стародумова. - Дети часто путают понятия чужие и знакомые люди. К примеру, не всякому соседу можно доверять. Часто младшие школьники идут на контакт с посторонними. Ребёнка легко можно увлечь просьбами спасти кошечку, собачку, сделать фото. Говорим, что лучше не вступать в диалог с просителями. Показывать, как пройти в магазин - на это есть и взрослые люди. Учим, как себя вести в ситуации конфликта, когда окружила агрессивная компания. Детям интересно, когда им не просто читают лекции, но и проводят практические занятия. С другой стороны, нельзя заставлять постоянно жить ребёнка в состоянии страха и войны. Думаю, везде подстелить соломинку безопасности просто невозможно. Мы не знаем, что у другого человека в голове. Но от этого мы не можем быть нелюдимыми, не помогать друг другу, озлобиться. Надо стараться быть добрее, и тогда всё будет хорошо.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
- В своей практике касаюсь вопроса напрямую, ведущее направление - информационно-психологическая безопасность детей. То, что случилось в Керчи, касается расстройства, связанного с утратой смысла, с подростковой зависимостью от интернета. Это критический возраст, когда на первый план выходит идентификация себя, поиск смысла жизни. Готовить к форс-мажорным ситуациям, по моему мнению, должны всё-таки силовые структуры. Инструкцию учителя ОБЖ читала, думаю, она имеем смысл. Другое дело, что всё обезопасить полностью невозможно. Психологи смотрят на проблему глубже - почему участились подобные случаи? К сожалению, на просторах интернета пользователи нарываются на ложные деструктивные идеи, поддаваясь их приключенческой упаковке.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
- Меры безопасности в школах есть по угрозе терроризма, необходимо просто посмотреть, насколько они соответствуют ситуации. Наша задача сделать так, чтобы в учебных заведениях, в общественных местах соблюдался необходимый порядок, чтобы те, кому положено нести по своим должностям охранные функции, выполняли их добросовестно и не подвергали людей опасности той страшной трагедии, которая случилась в Керчи.
Смотрите также:
- Поставить в угол перемирия. Нетрадиционные методики пробуют в школах края →
- Учитель Татьяна Дрегваль: «Раскрыть ребенка лучше всего помогают стихи» →
- Если 1 сентября застаёт врасплох →