Школа-2014: упорядоченный хаос или полная неразбериха?

Тема урока - как быть здоровым. © / Анастасия Есауленко / АиФ

Приморье, как и другие регионы, не может похвастаться образцово-показательными отношениями в школе. Резонансный скандал, когда владивостокскую школьницу избили четыре сверстницы, а затем выставили это в интернет, тоже в своё время всколыхнул страну. Неужели дела в образовательных учреждениях настолько плохи? Чему и как учат подростков в 2014 году?  Корреспондент «Аргументы и Факты. Владивосток» Анастасия Есауленко провела один день за партой в обычной Приморской школе. 

   
   

Урок первый. Жизнерадостная биология. 

Мой день в школе начинается со знакомства с самим учебным заведением. Кажется, ничего особенного - серое обшарпанное трёхэтажное здание, выкрашенные в синий колер деревянные окна. Стёкла на первых этажах почти полностью выбиты и поэтому затянуты прозрачной клеёнкой. 

Сдавать вещи в гардероб - для школьников не камильфо. Фото: АиФ / Анастасия Есауленко

Занятия начинаются в 8:30. Как ответственный ученик, я прихожу к первому уроку. В просторных длинных коридорах уже многолюдно, но всё ещё тёмно. Вахтёр включил не все лампы. Мимо меня проносится тень мальчика.

- Ну, ты, куда так быстро! – кричат ему в след. 
-
 Рекорд побит! Ура! – радуется его одноклассник, стоя на импровизированном финише. 

- Фух… Устал я что-то… А впереди ещё физкультура, - вздыхает спортсмен. 

Постепенно людей в коридорах становится так много, что гул эха начинает изрядно надоедать. Договариваюсь с учительницей, сажусь на последнюю парту наблюдать. Первым уроком для меня оказалась биология у шестого класса. Тема сегодняшнего урока - соцветия. Подростки и учительница спокойно беседуют о ягодах и цветах. 

- Скажите, как называются растения, у которых есть и пестик и тычинка? 

   
   

- Пестико-тычиночные! – выкрикивает мальчуган.

- Нет, называются они обоеполыми, - поправляет его Мария Ивановна.  

Постепенно гул в классе становится всё громче. Девочка на последнее парте сидит в одиночестве. Она нерешительно теребит пальцами локон длинных волос и тихонько говорит правильные ответы на вопросы учительницы. На первой парте сидят мальчики и что-то громко обсуждают. 

- Приведите пример сухого плода.

- Сухофрукт! – опять выкрикивает кто-то. 

Смех, разговоры и шум переполняют класс. 

- Нет, горох. Тихо всем! Сейчас мы будем писать лабораторную работу. Приготовили тетрадки и учебники, - спокойно говорит учительница. Её не возмущает урок, перерастающий в хаос. Она улыбается и передаёт своё задорное и свободное настроение классу. Правда новость о самостоятльной немного утихомиривает жужжание. 

- Марьивана, дайте, пожалуйста, учебник. А то я свой потерял, - жалуется мальчишка на последней парте. На столе у него совершенно пусто: ни тетради, ни ручки, ни карандаша. 

Получив желаемое, он облокачивается локтями об стол, кладёт на руки голову и погружается взглядом в книгу. Кажется, что он пытается в ней спрятаться. Прошла уже большая часть урока. Внезапно он начинает искать что-то сером замызганном портфеле. Поиски заканчиваются долгожданными находками – шариковыми ручками и парочкой тетрадок. Перебрав то и другое, он тоскливо прячет всё обратно и опять замыкается в учебнике. Зевает. 

Иметь на уроке тетрадь - не обязательно, считают школьники. Достаточно и листочка. Фото: АиФ / Анастасия Есауленко

В это время все что-то пишут и вырисовывают в своих тетрадках. 

- Вася, пиши старательно. Иначе поставлю тебе то, что ты заслужил, - делает замечание Мария Ивановна. 

- Это несправедливо! – возмущается подросток. 

Прозвенел звонок. Мальчик на последней парте будто ожил, сразу же засобирался, но всё равно остался хмурым. Ребята быстро дописывают, сдают тетради и радостные бегут на следующий урок. 

- Как вы думаете, какие они - современные школьники? – спрашиваю я у учительницы. 

- Обыкновенные дети, какие всегда и были. Активные, жизнерадостные, правда, немного ленивые. Им всегда было сложно вставать утром, тем более на биологию. Я думаю, что они все хорошие. Просто их нужно правильно направлять иногда, - отвечает Мария Ивановна.

Второй и третий уроки. Поучительные литература и русский язык. 

Второй мой урок – это литература у 9 «Б» класса. 

- Сегодня мы заканчиваем изучение произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», - объявляет пожилая учительница. Она неторопливо рассказывает содержание главы «Княжна Мэри». Звучит слишком запутанно и сложно, как бразильский сериал. Ученики её внимательно слушают. Монолог Раисы Владимировны никто не перебивает. Напряжение прекращается, когда рассуждать и читать начинают девятиклассники. 

Ребята по-разному реагируют на такой формат урока. Кто-то увлечёно слушает и добавляет свои реплики, кто-то записывает слова учителя в тетрадку. Есть и те, кто скучает и развлекается игрой в телефоне. 

Странно, что книга с текстом романа есть только у трёх ребят. Остальные же довольствуются или разговорами одноклассников, или распечатанными на бумаге формата А4 главами и их анализом. 
В таком ключе прошли все сорок пять минут урока. 

- Фух, наконец-то литература кончилась. Пошли теперь на биологию. Хоть там повеселимся, - говорит одна девочка с красными волосами другой, с бордовыми. 

Девятый класс тут же сменяется седьмым. Учительница уходит, оставляя подростков наедине с кабинетом. Ребята обсуждают школьный wi-fi, играют в крестики-нолики и просто ведут оживлённые беседы. Звенит звонок. Все встали, хоть учителя до сих пор и нет. Пухлый мальчишка начинает играть с указкой, тыкает ею девочек.  

- Смотрите, я Гарри Поттер! Авада кидавра! – и только он произнёс заклинание, как в кабинет входит Раиса Владимировна. Он мгновенно успокаивается и тихонько садится на своё место. 

Учительница рассуждает об оценках, спрашивает по старой теме и рассказывает новую. Урок опять поучителен и строг. 

Учебник - источник знаний. А ещё за ним спрятаться можно. Фото: АиФ / Анастасия Есауленко

- А сейчас мы пишем краткое изложение по рассказу Паустовского «Обыкновенная земля». Из этого большого текста вам нужно сделать четыре-шесть предложений. В них вы должны отобразить всю суть произведения. 

Пока учительница вслух читает рассказ, некоторые ученики начинают переписывать весь текст. 

- Запомните, для Паустовского это родной и любимый край. Хоть рассказ и называется «Обыкновенная земля», на самом деле она необыкновенная. Нужно быть внимательным, чтобы понять красоту и неповторимость природы этого места.

Проходит около пяти минут, но почти все листочки по-прежнему пусты. Раиса Владимировна постоянно подсказывает классу главные мысли текста, но они, то ли так заняты своими рассуждениями, то ли просто не хотят слушать. Звонок. Класс неподвижен. Дописывают. 

- Современные дети очень эрудированные, любознательные и компьютеризованные. Я имею в виду, что Интернет играет слишком большую роль в их жизни. Они не расстаются с ним даже в школе. Раньше подростки читали много книг, учились у них. Теперь всё иначе. Они учатся только на своих ошибках, - рассказала учительница русского языка и литературы Раиса Владимировна

Четвёртый урок. Сорванная алгебра. 

В этот раз сразу было видно, что урок не задастся. Слишком шумно и нагло ведёт себя 9 «В». Им предстоит пережить алгебру. 

- Вы что такие возбуждённые с английского вернулись? – спрашивает учительница Ольга Петровна

В ответ класс только посмеивается. 

- Атас, Витька идёт! – выкрикивает мальчик в чёрном спортивном костюме. 

И Витька фривольно заваливаться в класс. Весь растрёпанный он садится на своё место. Почти все болтают. Девочка с ярко накрашенными глазами поправляет волосы, мальчик впереди её делает вид, что крадёт тетрадь у соседа, подросток на последней парте молча поправляет наушник и продолжает рисовать в тетрадке набросок граффити.

О «гранит науки» уже и карандаш источился. Фото: АиФ / Анастасия Есауленко

- Я тебе сейчас пинок поставлю!

- Иди на х**, писька! – переговариваются два одноклассника. Им повезло, что учительница их не услышала. 

Ребята по очереди выходят к доске, еле-еле решают один пример, постоянно путаясь в цифрах, и садятся на место.

На парте у одной из девочек лежит розовая пудреница. Мгновение, и аксессуар забирает себе рядом сидящий мальчишка. 

- Отдал быстро! – чуть ли не басом орёт на весь класс хозяйка пудреницы. 

- Вася! Да что же это такое! Я тебе замечания весь урок делаю! Сел быстро один на последнюю парту! – командует Ольга Петровна. 

Подросток нехотя подчиняется. 

- Это пи***ц какой-то, - негромко говорит девочка, сидящая на соседней парте. 

Школьники успокоились только после звонка с урока.  

- Кошмар! Урок был буквально сорван. Они просто не хотели меня слушать, - жалуется учительница. - Современные дети привыкли получать много разносторонней информации сразу. Школа же устроена по-другому. Это не Интернет, к которому они привыкли. К сожалению, поколение 2014 я могу сравнить только с большим смартфоном

Прогульщики. Творческий и спорный пятый урок. 

Несмотря на то, что уроки длятся недолго, от них очень сильно устаёшь. Чтобы остудить закипевший мозг, решаю прогулять пятый урок. Иду по длинному светлому коридору. Из кабинета английского языка слышны крики учителя. Эхо от них разлетается далеко по школе. Рядом проходят два подростка. По разговорам понятно, что прогуливают физкультуру. Они доходят до крайнего окна, достают телефон и вместе играют в приложение «Мой говорящий кот Том». Они ему говорят разные маты, а он повторяет за ними более высоким голосом. Мальчишки смеются. 

За весь день в школе я встретила всего пару старшеклассников. Здесь они редкость. Есть только 10 «А» из тринадцати человек и 11 «А» из двадцати восьми. 

- Людей так мало в старших классах потому, что большинство уходят после окончания девятого, - объясняет мне завуч школы Светлана Сергеевна. - Из десятого во время учебного года выгнали ещё троих. 

Она ведёт урок ИЗО у пятиклассников. Формат урока необычный. Дети разбились по группам, чтобы нарисовать «дерево здоровья».

Тема для полёта фантазии - богатейшая. Фото: АиФ / Анастасия Есауленко

- Согласно новой образовательной программе, ребята должны сами понять, что им нужно. Раньше школа давала готовые знания, теперь же школьников учат думать и анализировать самостоятельно. Например, сегодня пятиклассники должны придумать, что им нужно для того, чтобы быть здоровыми. 

Покидаю увлечённых пятиклашек и снова иду к 9 «Б». Теперь у них урок основ безопасности жизнедеятельности - ОБЖ. 

Немолодой седой учитель Олег Павлович диктует лекцию о здоровом образе жизни, постоянно добавляя комментарии и делая замечания ученикам. 

- А ты ничего не знаешь, Толя, да? Я тоже в твоём возрасте такой же был, поэтому и пошёл учиться на педагога. Я больше вам скажу! Те, кто ничего не знают, всегда идут работать учителями, - рассуждает Олег Павлович. Класс смеётся. - Так что, Толя, у тебя всё впереди. 

- Неее… Я не хочу так, - отвечает ученик. 

- А кем ты хочешь быть?

- Нефтемагнатом, - улыбаясь говорит Толя

Диктовка продолжается. Сначала все пишут, потом  кто-то уходит в себя, а кто-то в мир телефона. Олег Павлович рассказывает всемирную статистику смертности. 

- … насильственная смерть. Это когда по голове в подъезде долбанули, или на разборках бандитских убили. А всё почему? Да, потому что в стране порядка нет! – заключает учитель. 

Лекционный материал постепенно переходит в рассказ о своём военном прошлом. 

- Пометьте в тетрадке одну очень важную деталь. Жизнь очень коротка…. Гончаренко, не спать! 

Звонок. Это последний урок на сегодня. 

- Катя, что для тебя значит школа? – спрашиваю я у девятиклассницы. 

- Школа? Иногда она кажется ненавистной. Приходится рано просыпаться, делать домашку, бесконечно выслушивать нравоучения учителей… А потом подумаешь хорошенько и понимаешь, что школа – это мои друзья. Это место, где не только получают необходимые знания, но и учатся общаться и думать, - рассуждает девочка. - Особое место занимают, учителя. Кто-то удручает своим занудством, из-за кого-то любишь определённый предмет, а другой просто хороший человек. На протяжении всего обучения думаешь, как бы поскорее навсегда покинуть эти стены. Но, я уверенна, когда настанет момент проститься, захочется повернуть время вспять. Ведь, как ни крути, школа – прекрасное место, которое отпечатается в памяти на всю жизнь.

Ребята довольные расходятся по домам. Завтра их снова ждёт новый учебный день и продолжение старых уроков, которые, надеюсь, принесут только полезные знания и умения. 

...это рисунок мальчишки! Фото: АиФ / Анастасия Есауленко

Мнение эксперта:

- Трудно выделить одну причину, по которой подростки ведут себя агрессивно, - считает Екатерина Амельченко, детский психолог. - Часто они пытаются с помощью хамства выделиться или утвердиться в глазах одноклассников. Иногда это своеобразная месть за что-то. Подросток считает, что ему нужно защищаться, а, как известно, лучшая защита – это нападение. Срабатывает принцип: чтобы не было плохо мне, я делаю плохо другим. Конечно, многое в поведении зависит от воспитания ребёнка. 
Стоит отметить, что в жизни современных подростков большую роль стали играть Интернет и компьютерные игры. К сожалению, часто они являются источниками агрессивного поведения. Особенно это касается жестоких игр с ограничением возраста +16 и +18. Раньше развитию коммуникативных навыков уделялось больше внимания. Люди учились общаться с людьми, теперь же лучший друг – электронная машина. 

Подростки инфантильны. У них пока не развита сила воли. Именно поэтому им сложно высидеть урок. Школьники спокойно могут удерживать внимание на предмете двадцать минут. Остальное же время – это усилия над собой, воспитание внимание и воли. Поэтому учитель должен максимально заинтересовать детей в своём уроке.