В лаборатории акустических шумов океанологического института ДВО РАН кипит работа, здесь готовятся к редкому по нынешним временам событию - научной экспедиции. Правда, не на просторах Мирового океана, а у родных берегов, в заливах Петра Великого и Посьет. О жизни науки в современных условиях корреспонденту «АиФ-Приморье» Фёдору Устюгову рассказал заведующий лабораторией Владимир Щуров.
Подводная акустика - дело архиважное для ведущих держав мира. А при неосторожном обращении с ней чрезмерном рвении «органов» можно загреметь под шпионское дело. Между тем, разработки приморских акустиков в цене у американцев и китайцев. В Поднебесной по книгам исследователей морских глубин из Владивостока учат студентов и аспирантов.
- Получил недавно свою книгу в переводе на язык Конфуция, - рассказывает Владимир Щуров. - В оригинале она называется «Векторная акустика океана», у китайцев - «Основы векторной акустики океана». Как мне пояснили китайские коллеги, не все студенты и специалисты хорошо владеют английским, на котором монография также издана. Кстати, векторная акустика - словосочетание, изобретённое в нашей лаборатории.
- Для чего акустика народу?
- Мы занимаемся фундаментальной наукой. Без неё не будет прикладной, когда на основе наших исследований делают уже конкретный прибор. Это основа, то, что потом работает на человечество, как электричество, например.
Конечно, России всё это нужно. Просто современное отношение к науке - наплевательское. Такое ощущение, что у правительства нет вопросов к науке, как это было во времена СССР. И наука живёт своей внутренней жизнью, развивается сама по себе. Есть ещё гранты, но и это извращено, всё сводится к «распилу» и откатам.
А подводная акустика или гидроакустика имеет весьма специфический характер. Отрасль используется и в военных целях. То, чем мы сейчас занимаемся, - новейшее направление в подводной акустике. Увы, оно не поддерживается в должной мере.
- Даже при нынешних проблемах с финансированием вы умудрили сделать открытие в заливе Петра Великого. Чем так интересны вихри акустической интенсивности, которые стали настоящей сенсацией в научном мире?
- С точки зрения физики это чрезвычайно важно. Самым лучшим переносчиком информации в океане являются не электромагнитные, а акустические волны. Это широко используется. Как в воздухе электромагнитные волны - радио, телевидение. Каким образом распространяется в океане энергия, которая переносит сигналы, издающиеся китами, звукоподводной связи, судами и т. д.? Ведь они могут собираться с огромных акваторий. Мы, например, находясь в заливе Петра Великого, можем слышать корабль, который проходит через Корейский пролив.
Когда мы стали внедрять свои векторные методы в исследования акустических полей в океане, то увидели, что энергия течёт посредством вихрей. Образно говоря, как в ванной вода стекает. Точка, вокруг которой крутится энергия. Оказывается, природе выгодно, чтобы она крутилась, так она быстрее переносится в пространстве. Это универсальное свойство распространения акустической энергии в океане, в водной среде.
- Этим сразу воспользовались за рубежом...
- Мы обнаружили данное явление в августе 2008 года. Опубликовать результаты исследований нам удалось только в 2010 году. Буквально сразу пошёл вал работ. Американцы в своей статье утверждали, что они тоже в августе 2008 года проводили эксперимент и тоже видели вихри! Они взялись за дело изо всех сил, да и китайцы всерьёз прорабатывают эту тему. Правда, в диссертации на эту тему американцы в первую очередь сослались на нас. Отдадим им должное, они не любят ссылаться на русских.
К сожалению, мы слишком долго запрягаем, и у нас очень мало средств. Мы занимаемся исследованиями за зарплату и небольшую помощь от директора института. А у американцев сильная наука, мощные приборы, которые могут имитировать подводные процессы. И они стремительно продвигаются в этом вопросе, хотя мы были первыми.
Осадок-то остался...
- Лет десять назад вас обвинили в том, что вы передавали результаты ваших исследований иностранным державам, едва ли не государственную тайну выдали.
- Тот процесс был надуманным. Нашим органам, видимо, нечего было делать, и они начали ловить учёных по всей России. Для меня всё закончилось относительно благополучно. Прокуратура сняла обвинения. Видимо, люди разобрались и сделали выводы. Оставили для порядка одну статью, по которой меня могли бы наказать чисто в административном плане, якобы за утечку информации. Если бы оставили государственную измену, я мог 16 лет получить. Пять лет на это ушло, я очень много потерял за это время. Теперь спецслужбы меня не беспокоят. Езжу на международные конгрессы, общаюсь с зарубежными коллегами. А как вы хотите, чтобы в стране развивалась наука? С закрытыми ртами, в изоляции? Мы и без того потеряли свои колоссальные достижения за эти годы.
- Раньше сотрудники вашего института ходили по всему океану. А зачем нам непременное присутствие всегда и везде, особенно науки?
- Мировой океан занимает большую часть поверхности Земли. Он определяет и погоду, и климат. В океане идёт преобразование различных видов энергии, за счёт чего Земля и живёт. И в этом смысле надо изучать Мировой океан.
Присутствие российского флага в океане необходимо. Мы должны показать, что Россия - достаточно высокоразвитая, достигшая высокого технического и научного уровня страна.
Не надо забывать и о том, что в толще океана прячется самая главная ударная компонента - лодки с ядерным оружием. Если вы думаете о защите своего государства, то должны иметь представление о противнике. В частности, где находятся его субмарины. Показать, что мы, ребята, тоже не лыком шиты, нас просто так не возьмёшь.
- Причём здесь акустика?
- Сейчас учёные, инженеры достигли того, что шумность подводных лодок сильно упала. Обнаружить их теперь достаточно сложно, акустика пока работает по старинке. Это привело к тому, что лодки друг друга попросту не видят и сталкиваются. Нужны новые принципы акустики обнаружения малошумящих объектов. Надо развивать акустику. В противном случае однажды придётся кормить другую армию.
На мелководье
- Вы уходите в прибрежную экспедицию...
- Тут два аспекта. Едва рухнул Советский Союз, появилось колоссальное количество проблем, в том числе и разгул терроризма. Всё это осложнило ситуацию с прибрежными акваториями. Например, атомные электростанции в Японии, в Фукусиме, стоят прямо на берегу. Нефтяные вышки во многих странах - тоже на мелкой воде. Хозяйственная деятельность нередко сконцентрирована в прибрежной зоне. А раз так, они могут стать объектами терроризма. Сейчас этому во всём мире уделяется колоссальное значение. Для того чтобы продвигаться в этой области, надо заниматься мелким морем.
Да и в силу в силу финансовой ситуации можем заниматься исследованиями только в прибрежных акваториях. Акустика, казалось бы, очень важное направление, но о нём забыли, на него нет денег. Надо ситуацию срочно менять, пока есть база, пока ещё остались учёные, готовые работать на энтузиазме. Времени - в обрез, уже завтра может быть поздно.
Досье
Владимир Щуров родился в 1940 г. в Уссурийске. Сын командира РККА, который пришёл в Приморье с 1-й армией Блюхера. Окончил физмат в ДВГУ, аспирантуру МГУ в Москве. Приехав во Владивосток, решил заниматься океаном. Профессор, доктор физико-математических наук. Первый лауреат премии им. академика В. И. Ильичёва. Заведующий лабораторией акустических шумов Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН.
Смотрите также:
- Экскурсия на дно: в Приморье туристам позволят увидеть затонувшие корабли →
- Учёным чиновники поставили сверхзадачу →
- Профессия - вечность →