Адаптироваться к трудностям. ВУЗы предлагают студентам помощь психологов

Студенческие годы не должны быть омрачены психологическими проблемами. © / pixabay.com / pixabay.com

Сегодня не все студенты, особенно первокурсники, могут самостоятельно адаптироваться и привыкнуть к взрослой жизни. Окончание школы, переезд в кампус, а то и в другой город. Новые лица и новые отношения, причём не всегда успешные и радостные. Всё это может вогнать в депрессию любого юношу или девушку, которые только-только покинули отчий дом. Бывает, такая смена обстановки и круга общения приводит к трагедиям, подобным той, что произошла недавно с учащейся ДВФУ Светланой Кууслар.

   
   

Временные трудности?

Специалисты по психологии уверены, даже если до самого критического случая и не доходит, с состоянием ребят надо работать. Иначе у них в будущем могут возникнуть довольно серьёзные проблемы. Человек становится замкнутым, перестаёт общаться с одногруппниками, замыкается в себе. В итоге, теряет уверенность и не может полностью реализоваться в жизни.

Кстати, с трудностями сталкиваются и студенты старших курсов. Большой объём информации, постоянный дедлайны по контрольным и рефератам, непорядок в личной жизни. Эти факторы, которые напрямую влияют на эмоциональное состояние человека. Даже не каждый взрослый человек может совладать с собой, если на него взвалят груз проблем.

Как быть, если ты далёк от дома и тебя мучают постоянные проблемы? Что делать, если кажется, что вот-вот и нервная система не выдержит? Мы решили посмотреть, как в ведущих приморских вузах справляются с этими вопросами.

Выяснилось, что, например, в Тихоокеанском государственном медицинском университете работает служба психологического здоровья. За помощью к высококвалифицированным специалистам могут обратиться не только студенты, но и сотрудники университета.

«Мы всегда идём навстречу. Если человек действительно хочет решить проблемы, то буквально сопровождаем его на всём «пути выздоровления», – говорит кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общепсихологических дисциплин, руководитель и инициатор открытия службы психологического здоровья ТГМУ Руслан Кадыров. – К работе со студентами-первокурсниками мы подходим последовательно и комплексно. Учёба в нашем университете для всех студентов обычно начинается не 1 сентября, а чуть позже. Всю первую неделю мы работаем с первокурсниками. Нашей кафедрой был разработан специальный курс для только что поступивших ребят, который включает тренинг знакомства, командообразования, выбор старост групп, адаптационные мероприятия и психологическую диагностику»

Треннинг рассчитан на 6 дней по 6 часов как плановое занятие для всех первокурсников университета. В процессе проведения занятий и после них проводится психологическая диагностика динамики эффективности его проведения. Также проводится диагностика, направленная на выявление психологических проблем и дезадаптивных тенденций у студентов. На основе этого разрабатываются рекомендации деканам, кураторам и планируется дальнейшая индивидуальная психологическая работа со студентами.    
   

«Такая комплексная и целенаправленная работа, насколько нам известно, пока не проводится в других университетах России. Это наша личная разработка, а составленная нами анкета по выявлению дезадаптивных тенденций адаптирована и стандартизирована не только на наших студентах, но и на студентах Дальневосточного региона, Центральной части России и Дагестана, - продолжает эксперт. - На протяжении всех шести дней тренинг со студентами в рамках своей практики проводят старшекурсники направления «Клиническая психология», которых курируют преподаватели кафедры общепсихологических дисциплин»

Многое зависит от человека

В эти дни с первокурсниками также работают и тьютеры (добровольцы-студенты разных специальностей университета) – знакомят ребят с территорией вуза, условиями обучения. Вплоть до того, как пользоваться библиотечным ресурсным центром.

«Через некоторое время подводятся результаты тренинга. И в течение первых 6 месяцев мы начинаем работать либо с группами, либо индивидуально с человеком. Это решение нужно принимать самостоятельно. С нашей стороны лишь поступает предложение начать работать над имеющимися проблемами»,– говорит Кадыров.

– Говорят, что насильно мил не будешь, то есть много зависит от желания самого студента?

– Именно так. После обработки тестов мы можем увидеть проблемы, с которыми сталкивается первокурсник. В свою очередь мы предлагаем начать комплексную работу. Если студент отказывается, то ему необходимо написать заявление об отказе. Если он ещё и несовершеннолетний, то уведомляем об этом опекунов. А в случае, когда студент хочет решать проблемы, ему также необходимо написать заявление, но только о согласии на предоставление помощи. Здесь всё работает на личной инициативе человека.

– А что со студентами старших курсов? С ними тоже ведётся работа?

– Да, но скорее индивидуальная. Если мы считаем, что помимо психологической помощи студенту необходима и психиатрическая, то направляем в медицинские учреждения и дальше продолжаем с ним работу. Бывают ситуации, когда человек находится в критическом состоянии, то есть из-за индивидуальных особенностей, например, не может посещать пары. То и в этой ситуации мы помогаем – объясняем преподавателям, что человек находится на лечении, все «хвосты» он в скором времени закроет.

– Как вы думаете, психологическая помощь важна?

– Конечно, да. Без нормального психологического состояния человеку трудно жить.

Помочь каждому

Комплексная работа проводится и со студентами ВВГУ. Здесь уже более полутора лет работает центр психологической помощи для сотрудников и студентов. Помощь оказывают два высококвалифицированных психолога.

Помимо прочего, в колледжах ВВГУ есть отдельная служба. Деятельность сотрудников больше направлена на работу с несовершеннолетними студентами.

«Сотрудникам и студентам оказывается всесторонняя помощь, она зависит от первоначального запроса, с которым приходит человек. Это может быть как самое обычное информирование, так и сложная консультативная работа»,– рассказала психолог-консультант, клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии Ирина Черемискина.

Что касается первокурсников, то, по её словам, ежегодно в университете проводится серия мероприятий в рамках адаптационной недели. Со студентами работают члены управления молодёжной политики под патронажем. Здесь ребята знакомятся с университетом, определяют ролевые позиции в группе, также выбираются старосты.

Продолжают следить за ребятами и во время учебного процесса. Студент, который испытывает какие-то переживания, проблемы, может самостоятельно обратиться к специалистам-психологам. Конечно, помощь оказывается лишь после личного согласия человека.

«К каждой группе прикреплён куратор, к которому могут обратиться студенты, если заметили странности в поведении своих одногруппников. После куратор наблюдает за студентом, если необходимо, обращается в службу психологической помощи. В ВВГУ очень хорошо развита служба кураторской поддержки», - уверена Ирина.

В Дальневосточном федеральном университете также недавно заработала служба психологической помощи. Тут применяются различные психологические методики, которые направлены на развитие лидерских качеств, эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков. Индивидуальные консультации проводятся как в очном формате, так и в формате видеовстреч.  Обратиться за помощью к специалистам можно и на условиях анонимности.

СПРАВКА

В 2022 году была утверждена Концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования. Причиной создания структуры стали частые обращения студентов и их родителей за помощью к специалистам. Предполагается, что к 2025 году в университетах по всей стране психологическая помощь будет доступна при 100% обращений.