Бойцы невидимого фронта. Как картины возвращают к жизни

Работа реставратора требует массы умений. © / Вадим Мартыненко / Из личного архивa

В Приморье завершилась выставка картин русского авангарда из собрания Третьяковской галереи. Филиал Третьяковской галереи во Владивостоке запустил в приморской столице цикл образовательных программ. Жителям и гостям Приморья рассказали о кропотливой работе реставраторов.

   
   

Что должен уметь художни-креставратор, почему нельзя все картины защитить специальными стёклами и какие картины никогда не привезут во Владивосток? На эти и другие вопросы ответила заведующая отделом научной реставрации живописи ХХ века в Третьяковской галерее Елена Чуракова.

Наследие в руках специалистов

Софья Дарованная, vl.aif.ru: Расскажите о профессии художника-реставратора, в чем её суть?

Елена Чуракова: Мы – бойцы невидимого фронта: основная задача реставраторов – максимально сохранить оригинальную работу автора. И, конечно, наша главная функция – оберегать коллекцию Третьяковской галереи, чтобы она прожила долгие годы и даже века. Мы работаем не только с живописью на холстах и дереве: например, не так давно был закончен первый этап реставрации задника к легендарному балету на музыку Бородина «Половецкие пляски», созданного по эскизам Рериха. Его размер 23 метра в ширину. А во Владивосток приехали два реставратора, я и Белозерова Юлия Вячеславовна, чтобы проконтролировать упаковку полотен успешно прошедшей выставки «Энергия цвета. Архетипы авангарда» в пространстве Приморской картинной галереи перед транспортировкой в Москву.

– Как устроена работа в отделах Третьяковской галереи?

– В реставрационной службе галереи находится семь отделов, у каждой мастерской своя специализация: масляная живопись, древнерусская живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, рамы, ткани, документы – у нас большое количество разных направлений. Специалистов в штате 60 человек, все они работают с коллекцией Третьяковской галереи, которая насчитывает более 210 000 единиц хранения. Сейчас все наши реставрационные мастерские находятся в Москве, но в ближайшем будущем закончится строительство большого культурного комплекса во Владивостоке, где будут выставочные залы Третьяковской галереи, и мы надеемся открыть там реставрационные мастерские.

Что умеет реставратор

– Что должен знать и уметь реставратор?

   
   

– Реставратор должен уметь всё. Мы контролируем состояние сохранности произведений, понимаем, как упаковать конкретную картину перед выдачей на выставки в другие музеи. Мы решаем, как поедет полотно: самолётом, поездом, машиной или паромом. Реставраторы сопровождают выставки, следят за погрузкой ящиков с картинами, сверяют сохранность произведений после их распаковки. В крупных музеях реставраторы являются исследователями творчества художников, разбираются в технологических особенностях каждого художника, в конструктивных особенностях авторских рам, а также в химических свойствах рабочих составов клеев и растворителей, используемых в своей практике, владеют навыками фотографирования. А также являются знатоками внутренней музейной жизни: мы понимаем, как устроены стены, на которых висят картины, выдержат ли они то или иное полотно в зависимости от его веса, систему крепежей и повески.

– По каким причинам какие-то картины не добираются до Владивостока?

– Перед выдачей картин в другие города обязательно проводится реставрационный совет. Каждую картину тщательно осматривают и – в зависимости от ее состояния – принимают решение о возможности выдачи или о проведении консервационно-реставрационных работ. Есть в галерее картины, которые не покидают её стен. Есть ситуации, когда просчитываются риски, и мы понимаем, что транспортировка сильно навредит картине. Или, например, как с выставкой во Владивостоке, некоторые произведения могут не соответствовать габаритам люка самолёта при транспортировке. Тогда их невозможно отправить в далекое путешествие.

Защитить на века

– При реставрации снимается лак, нанесённый автором?

– Лак – это смола, она окисляется, стареет, желтеет и в итоге изменяет общий колорит полотна. Чтобы увидеть изначальный цвет живописи, реставраторы утоньшают изменившуюся в цвете лаковую плёнку, но не убирают её полностью. Тонкий слой авторского лака бережно сохраняется на поверхности живописи. Наша задача – минимально воздействовать на произведение искусства. Но такой подход принят не везде, это в практике и традиции русской школы реставрации. Например, в европейской школе авторский пожелтевший лак снимают полностью. Сказать честно, мы считаем, что наш подход правильнее, он более безопасен для сохранения авторского слоя живописи.

– Почему не все картины находятся под стеклом?

– Мы не можем оформить все музейные картины в специальные стёкла – это очень дорого. Но желание такое есть: стёкла решают многие современные проблемы, с которыми сталкиваются музеи. Например, нам приходится максимально защищать картины от вандалов: не все полотна могут выдержать обливание супом или краской, а стёкла защищают работы от таких хулиганских действий. Во-вторых, стекло может защитить от ультрафиолетового излучения, которое негативно сказывается на оптических изменениях красок и покрывных лаков. В-третьих, оно защищает произведения от пыли. Как бы чисто ни было в музее, но посетители приходят с улиц и волей-неволей приносят с собой пыль. В советское время при оформлении картин в музеях использовали обычные стёкла. Они были хрупкие и к тому же имели зеленоватый оттенок. Цветовая гамма картины под таким стеклом менялась. Но время идёт. С развитием современных промышленных технологий появилась возможность оформления картин, даже крупных форматов, в специальные музейные антибликовые стёкла со специальными свойствами. Они убирают 90% бликов, чтобы посетители могли с удовольствием рассмотреть каждую деталь картины. При хорошем освещении вы даже не поймёте, что у картины есть стекло.

– Сколько картин закрыто стёклами в Третьяковке?

– Мы не считали. Часто картины одеваются в стёкла при организации выставок. Например, на выставке «Энергия цвета. Архетипы авангарда», которая была у вас в Приморской картинной галерее во Владивостоке, все произведения Третьяковской галереи были одеты в антибликовые стёкла. Такое требование было к экспонированию картин. Решение об оформлении произведений в специальные стёкла принимает реставрационный совет при отборе картин, планируемых на выставку. Там и решается, поедут ли картины в другой город и какие из них будут оформляться под стекло.

КСТАТИ

■ Филиал Третьяковской галереи во Владивостоке будет расположен в музейном и театрально-образовательном комплексе на сопке Орлиное Гнездо. Общая площадь филиала составит 17 100 кв. м. Посетители комплекса увидят выставки российского и зарубежного искусства, заглянут в открытые фонды, проведут время за просмотром фильма или чтением книги, посетят мастерские живописи и скульптуры. Реставрационные мастерские и исследовательский центр будут открыты для представителей профессионального художественного сообщества. Для ценителей искусства ведущие специалисты Третьяковской галереи подготовят образовательные и творческие программы. Помимо филиала Третьяковской галереи в комплексе разместятся Эрмитаж и Приморская картинная галерея.

■ Филиал планируется открыть для посетителей в 2025–2026 годах. Пока же для посетителей открыто Общественное пространство Третьяковской галереи на Алеутской, 15. Здесь проходят лекции и образовательные программы, которые рассказывают об истории живописи и современных направлениях работы галереи.