13 ноября в мире отмечают Международный день слепых. Незрячие и слабовидящие, как и другие граждане, имеют право на комфортные города с доступной средой. Программа «Доступная среда» работает в приморской столице с 2011 года. Но стала ли среда доступней?
Падает-ломается
– Надеюсь, люк не открыт?
Инна живёт в спальном районе на улице Толстого. Она основатель известной школы по обучению незрячих обращению с тростью. Цель – помочь слабовидящим и слепым выбраться из четырёх стен, освоить несколько удобных маршрутов. Добраться до библиотеки слепых, до почты, поликлиники, администраций, картинной галереи, филармонии. Инна старается вести активный образ жизни, однако даже из дома не может выйти и пройтись до ближайшей остановки без посторонней помощи.
– Уже возле дома нет тротуара, и на придомовой территории плотное движение автомобилей, сокращающих путь до Баляева. Во избежание того, чтобы меня не сбили, мне нужен сопровождающий, – поясняет она.
Сложный рельеф, узкие улочки и дороги – особенности Владивостока, по причине которых слепые люди остаются дома, чаще в холодное время года. Чуть лёд, снег – они падают. На ровных и чистых дорогах основным ориентиром для незрячих становятся бордюры, постукивая по которым тростью, они определяют направление движения. Этот факт почти не доходит до сознания ответственных лиц, которые бордюры убирают. Тротуары и дороги становятся на одном уровне, что лишает возможности адаптации слепого к городу.
– Доступная среда – это не только определённая инфраструктура в виде пандусов, это ещё и возможность добраться невредимым до магазинов, больниц, социальных и культурных учреждений, – продолжает Инна Вербицкая. – Это и помощь внутри помещений обученного персонала.
Пресловутые открытые люки и вовсе погибель для незрячих и слабовидящих. Человек даже с тростью (её движения зигзагообразные) может пропустить начало люка. В результате – ушибы, переломы, дополнительная инвалидность, известны случаи летальных исходов. Инна Вербицкая обратилась с законотворческой инициативой – ужесточить наказания для приёмщиков ворованных крышек. Её не услышали.
На вопрос в пресс-службу мэрии о том, работает ли система контроля над люками города, получила ответ – в городе более 5 тысяч люков. Если есть конкретный пример открытого люка – давайте разбирать. То есть люки в основном поставлены на общественный контроль. По звонку выезжают сотрудники администрации или подрядчики и закрывают. Но ведь слепой не увидит.
Тупиковые пути
Ещё несколько лет назад тактильная плитка, проложенная во Владивостоке, казалась большим шагом вперёд к доступной среде. Со временем были выявлены существенные недостатки. Так, узкие тротуары города не позволяют укладывать плитку по стандартам, принятым во всём мире. И чаще они разбросаны кусками. Плитка старого образца быстро крошится, приходит в негодность, скользит после снега и дождя. Часто кладут плитку там, где она не нужна, но нет её на крутых подъёмах и спусках, где впереди ступени.
Через три шага – столб, через десять – переход. Незрячий житель Владивостока Дмитрий Сенигаев живёт в пригороде вместе с мамой и собакой-поводырём Чарли. Сейчас увлёкся шахматами, а раньше много времени уделял освоению городских маршрутов, где на каждом шагу – ловушки для слепого человека.
– В районе улицы Магнитогорской звуковой светофор поставили, но к нему нужно подойти, нащупать кнопку, – делится Дмитрий Сенигаев. – «Направляющая» не доступна, миссия не выполнима. К остановкам не проложена тактильная плитка. Как хочешь, так и ищи этот кусок асфальта.
Среди автомобилей приходится лавировать. Бывает, встанет машина посреди пешеходного перехода – слепой теряется. Автолюбители сигналят: «Быстрее!» А разбитые лестницы на виадуках? А развязка на Семёновской – одно из опасных мест для незрячего в самом центре города, где автобусы стоят рядами?
Обратит ли внимание водитель на человека с тростью? Незрячие люди, которые передвигаются в этом нагромождённом пространстве самостоятельно, достойны восхищения.
Владивостокскую тактильную плиту уже назвали быстрорастворимой. Мэрия приморской столицы заставила недобросовестных подрядчиков заменить плитку, пришедшую в негодность, в рамках гарантийных обязательств. Но насколько её хватит теперь, никто не знает.
По-человечески…
В доступной среде нуждаются не только незрячие, но и инвалиды других категорий, дети, пенсионеры – все! Случаются конфликтные моменты. К примеру, бордюр для слепых – ориентир, а для колясочника – помеха, как и для мамы с коляской – столько препятствий, которые так и норовят средство передвижения перевернуть, сломать. Всем угодить, никого не обидеть – это высший пилотаж, нам бы ямы залатать!
Как не вспомнить критику в адрес Владивостока блоггера Ильи Варламова. После того, как он поделился своими впечатлениями, одни набросились на путешественника, другие признали его правоту. Так, при голосовании в прямом эфире местного телевидения большинство горожан Варламова поддержало.
«Пешеходной инфраструктурой никто не занимается вообще. Тут принято считать, что если у тебя нет денег на машину, то ты неудачник и обязательно должен скорее умереть», – писал урбанист в 2019 году. С того времени появились многочисленные прогулочные аллеи в скверах. Погулять не спеша есть где, а вот пройти пешком по тротуарам – задача всё ещё непростая.
По-прежнему во Владивостоке обращают на себя внимание и тёмные пятна придомовых территорий в вечернее время.
– Освещение мало чем поможет слепому, зато это необходимое условие для слабовидящего, – отмечает Инна Вербицкая. – И это спасающий фактор – человека с ограниченными возможностями могут увидеть и поддержать.
Специалисты МУПВ «ВПЭС» прокомментировали – натриевые лампы в фонарях изрядно устарели и требуют замены. И сегодня во Владивостоке начались масштабные работы по модернизации уличного освещения. На линиях в жилых массивах их меняют на светодиодные светильники в современном стиле.
– На текущий момент смонтировано уже 1600 светильников, – говорит пресс-секретарь ВПЭС Елена Титова. – Часть из них обновили в районе Эгершельда, а другие лампы установили в Первореченском районе. Главное достоинство современных светодиодных ламп заключается в том, что они меньше потребляют электроэнергии.
Организаторы и участники социального проекта «Школа “Белая трость”» обращаются к мэру города, чтобы он обратил внимание на особенности доступной среды, учитывая особенности и потребности разных людей. По идее, та же самая новая система платных парковок имеет благую цель – сделать город комфортным для пешеходов.
Город развивается, не стоит на месте. К счастью, в нём есть островки благоразумия – эталоны создания комфортной среды – кинотеатр «Океан», Приморская сцена Мариинского театра, Сбербанк, международный аэропорт «Владивосток». Всё сделано на мировом уровне, осознанно, по-человечески.
В приморской столице первые шаги навстречу пешеходам сделали. Теперь хорошо бы, чтобы такие же шаги сделали и в других городах и районах Приморья. Бывая в многочисленных командировках по региону, понимаю – глядя на глубинку, Владивостоку грех жаловаться.
Комментарий власти
Александр Юртаев, депутат думы Владивостока:
Мнение эксперта
Наталья Мухина, инструктор по пространственной ориентировке с белой тростью «Школы “Белая трость”»: