И немножко скандалисты: патриотическому воспитанию нужен новый подход

Правильный подход к патриотическому воспитанию открывает дорогу в жизнь. © / МВПК Флотилия «Варяг» / Из личного архивa

59 лет

отметит морской военно-патриотический клуб – флотилия «Варяг», занимающийся патриотическим воспитанием молодёжи.    
   

О том, как живёт и развивается организация и какие сложности имеет, рассказал руководитель МВПК флотилия «Варяг» Василий Самочков.

По-флотски

Александр Колегов, «АиФ-Владивосток»: При взгляде со стороны детское военно-патриотическое воспитание выглядит как ношение формы, сборка и разборка автомата и стояние в карауле. Это впечатление справедливо?

Василий Самочков: Оно не полное. Мы учим детей морскому делу: навигации, связи и устройству судна. Это образовательный процесс, построенный на военных принципах. Но активно стараемся вывести патриотическое воспитание на современный лад. Дополняем процесс новыми возможностями, делаем новые открытия для детей. В том числе при помощи команды КВН. В связи с этим был даже конфликт. Как это – патриотизм и КВН? И нам пришлось доказывать, что это возможно. Во Дворце детского творчества, где мы раньше располагались, была завуч, для которой было странно, что при клубе патриотического воспитания есть команда КВН. – Ну хорошо, – сказал я, – есть и активно выступает команда КВН ТОВВМУ «Макароны по-флотски», есть кубок КВН министра обороны. И они не считают, что остроумие и шутки как-то противоречат патриотическому воспитанию.

– Почему вы расстались с Дворцом детского творчества?

– В первую очередь – по инициативе начальника Управления по работе с муниципальными учреждениями образования Владивостока Максима Кильчевского. И во-вторых – была идея объединения школ и кружков, организаций в микрорайонах.

Когда вышло постановление, запрещающее работать кружкам и учреждениям дошкольного образования в цокольных и подвальных помещениях, была вероятность, что наш клуб закроют. Тогда мы писали письма, вплоть до полпреда президента, до Матвиенко. Совместно с родителями и педагогами клуб отстояли. Нам выделили помещение на Никифорова, 37.

   
   

Предполагалось, что после ремонта мы отсюда уйдём. Но договорились с Минобразования и с директором 25 школы, к которой мы сейчас относимся, Раисой Ивановной Добродомовой, о том, что мы здесь останемся и даже расширимся.

– А что планируете на новых площадях организовать?

– Хотим сделать полномасштабный спортивный зал, чтобы заниматься боевым самбо и рукопашным боем. Профессионально в рамках основ военной службы. Второе – хотим организовать духовой оркестр. Это нужно делать там потому, что тут в жилом доме соседи к шуму относятся отрицательно. А там в 37-м доме с нами будет соседствовать только почта, которая пообещала с нашими занятиями смириться. Ищем с родителями по объявлениям инструменты и стараемся закупать. Рассчитываем в итоге укомплектовать малый духовой оркестр из 12 – 15 инструментов.

Сами по себе

– В каких мероприятиях принимает участие флотилия?

– В первую очередь, это главные праздники. Приказприглашение принять участие в параде в День Победы в этом году мы получили в третий раз. С апреля начнутся строевые тренировки в войсковой части на Вилкова. Ребята начнут тренироваться, пройдут ночные тренировки и непосредственно парад Победы 9-го мая.

Наша «Рота почётного караула» стоит у памятников во Владивостоке на майские праздники, на День Победы и 9 февраля – в день памяти нижних чинов крейсера «Варяг». 17 марта несём вахту памяти на памятнике Алексею Леонидовичу Рыбаку, в честь которого названа 25-я школа. Участвовали в открытии памятника подводникам в прошлом году на Авангарде, который открывала военная прокуратура.

– А в соревнованиях с другими клубами принимаете участие?

– Стараемся, но по-настоящему стоящие мероприятия проводятся редко и мало. Бывает, что приходит приказ, но с условием – привезти свой автомат, свою винтовку, свои каски. И денег привезти. А может быть, нам тогда и свои кубки и грамоты с собой привезти и самим себе вручить? А зачем тогда куда-то ездить?

Ещё одна проблема: до нас доходит очень мало информации о проводимых мероприятиях. О многих мы узнаём в последний момент, когда уже не получается организовать выезд. А общего квартального или годового плана мы не видели ни разу. Очень плохо ведётся информирование потенциальных участников. Информация доносится либо локально, либо, подозреваю, тому, кому надо.

Можно говорить, что у нас в городе не знают, что делать с дополнительным образованием. Как его спонсировать, как финансировать. Оно постоянно находится в подвешенном состоянии.

– К очередным мероприятиям готовитесь?

– В позапрошлом году соревнования «Звезда морского пехотинца» проводились на очень высоком уровне. В прошлом, кажется, их не было. Будут ли в этом – не знаю.

Юмор и смех патриотическому воспитанию не помеха.

Участвуем в соревнованиях «Режим ЧС». Их проводят в три этапа: спасательный прошёл 19 февраля, 19 марта будет морской этап – наши профильные мероприятия, и третий этап пройдёт в апреле. Очень интересное стоящее соревнование. В этом году новое задание: эвакуация через торпедный отсек. Ребятам придётся в спасательном костюме залезть в эту трубу и вылезти из неё.

Школа

– Зачем дети идут в клуб?

– В первую очередь – открыть для себя что-то новое, расширить границы, найти друзей, понять, что такое товарищество и живые коммуникации. Гаджеты в руках у детей – большая проблема. Никто ни с кем не общается, все сидят в телефонах. А у нас они телефоны сдают. Поначалу им тяжело приходится, но привыкают.

На заседаниях штаба я ставлю задачу командирам отделений и взводов влить новичка в коллектив. Его берут, стараются подтягивать по программе, если пришёл, допустим, не в сентябре и что-то пропустил, в ускоренном темпе. Это терминология, узлы многие, уже освоенные ими самими навыки. Наши 11-летние воспитанники, возьмите любого, могут за 40 секунд провести сборку и разборку автомата Калашникова. Им это нравится!

– А с каким багажом дети выходят из клуба?

– К 4 курсу знают азбуку Морзе на уровне офицеров. И кафедра готова принимать хорошо подготовленных ребят. По азбуке Морзе наши дети соответствуют классности «Мастер военного дела». На соревнованиях в апреле, думаю, наши ребята будут на равных биться с курсантами 4 курса, которые гораздо старше. Они приезжали к нам в гости, и наши воспитанники показали мастерство – передали на скорости 60 знаков в минуту. Их связисты опустили глаза, сказали – нам стыдно.

– Это даёт преимущества в дельнейшем?

– Хотелось бы, чтобы военный комиссариат присваивал нашим ребятам военно-учётную специальность, чтобы к 18 годам, придя с нашим дипломом, наши воспитанники были состоявшимися потенциальными военными.

А выпускники, часто навещающие нас, говорят – мы в клубе научились напористости, умению быть пробивными, неуступчивыми в достижении цели. Научившись работать в коллективе, научились стоять за себя. Обрели внутренний стержень и умение не давать себя в обиду на пути к мечте. Поняли, что, если цель важна, к ней нужно идти и доказывать честным трудом, что она этого достойна. Понимают цепочку субординации от нижних до верхних ступенек.