Казачий священник из Приморья считает Новый год лишним праздником

Верно ведь говорят: невинно вино, проклято пьянство. © / Shutterstock.com

«Не могу понять, чему люди так радуются в ночь с 31-го на 1-е?» - написал он на своих страницах в социальных сетях.    
   

Для православных, отмечающих Рождество 7 января, новогодние гуляния в последние дни поста нелогичны. В то время как светская публика РФ отходила от длительных каникул, православные вплоть до Крещения праздновали. Автор строк, вызвавших бурю негодования - казачий священник Елисей Елисеев. Он известен в Приморье как активный общественный деятель, историк, преподаватель, участник научных конференций. В свободное время вместе с детворой строит плоты из пластиковых бутылок и сплавляется по рекам. Собеседник «АиФ-Приморья» рассказал о непростом пути к истине.

Не вера, а бренд

- Отец Елисей, на тему старообрядчества сегодня много говорят. Путешественники, журналисты и просто любопытные посещают деревни староверов, вернувшихся из-за рубежа на историческую родину. Интернет пестрит фотоотчётами о посещении семей старообрядцев. Чем объясняется подобный интерес, я бы сказала, даже ажиотаж?

- К сожалению, сегодня в тщетном поиске национальной идеи старообрячество стало неким туристическим брендом, при этом не берётся суть верования. Искушённое и ненастное в информационном смысле общество нашло в староверах изюминку. «Исконные традиции», «трудолюбие», «бороды», «уклад» - это звучит так заманчиво для туристов. Пока не наигрались. Сначала дают вернувшимся староверам небольшие преференции, а потом из этого шоу устраивают.

- Как же отличить наносное от истинного?

- В том и дело, что старообрядцем на показуху стать невозможно. Строгие посты, каноны, вековые традиции, жизненный уклад. Этих людей невозможно столкнуть с пути истинного, развратить, заставить плясать под чужую дудку. Старообрядцы - довольно устойчивые социальные группы, не поддающиеся на религиозные провокации, на внушения, оскорбления. Если человек приедет в деревню староверов водкой спаивать или девок блудить - может и пулю в лоб получить. Сегодня проблемы с переселенцами стоят остро. Яркий пример - история семьи староверов из Боливии, которая приехала в село Любитовку Дальнереченского района. Известно, что их обворовал глава администрации. Доверчивые, они отдали ему миллионы  в надежде получить землю. Чиновника посадили, но деньги так и не вернули. Никакой конфискации наворованного имущества!

Всё, кроме атеизма

- А ваши корни откуда?

   
   

- По линии деда мои предки - казаки с Верхнего Дона, по бабушкиной - из дворянского рода и из староверов Белгородчины (Белгородская область. - Ред.). Они приехали в Приморье в тревожные 30-е годы, когда пошла волна поиска во всех и вся врагов народа. Я родился в 60-е годы в советской семье, в Большом Камне, который был комсомольско-молодёжной стройкой и где не существовало ни одной церкви. Мой дядя работал первым секретарём Шкотовского райкома, а потом вторым секретарём крайкома партии. Вероятно, это генетическая память к вере привела. И максимализм, как черта характера всех мужчин рода. Меня воспитали по принципу - если что-то делать, то в совершенстве. И если познавать правду, то абсолютную. Помню, как в 1977 году семья приехала на дачу, все дети вышли из машины, начали играть, я а остался, пока не дослушал по радио до конца новый проект Конституции СССР. Мне было действительно интересно. Несколько лет спустя, учась в институте, прочитал Карла Маркса «Основы научного атеизма», где автор абсолютно честно сказал, что атеизм - не истина, а средство политической борьбы. А я искал истину.

- И каким был дальнейший путь?

-  Сложным. Ведь поначалу духовных исканий у меня был большой, махровый экуменизм в голове. Каша. Потом начал разбираться, читать, общаться. В 90-е годы, в бытность работы редактором на телевидении в Большом Камне, познакомился с представителями всевозможных конфессий: буддистами, кришнаитами, мусульманами, старообрядцами, протестантами. Ко всем относился и отношусь с огромным уважением. Ведь сам Исус Христос никого насильно к себе не приводил. Каждый человек вправе выбирать свой путь.

- Почему ваш выбор пал на старообрядчество? Голос крови?

- Как я уже говорил, мне хотелось постичь абсолютную правду, а в институте культуры Хабаровска меня приучили читать первоисточники. В 90-е годы появилось много литературы - исторической, канонической. Выбор - осознанный, я взвесил все «за» и «против». Когда встал вопрос о создании старообрядческой церкви в Большом Камне, нас собралось трое мужчин. Мы понимали, что нужно будет совершать таинство крещения, исповедания, венчания. Кто этим станет заниматься? Сработал принцип воспитания: кто, если не ты? Меня направили на учёбу в Московскую митрополию, как кандидата в священники от древлеправославного Уссурийского казачьего войска атамана Георгия Омельченко. После я должен был вернуться в Уссурийск, но волею обстоятельств отправился в Улан-Удэ. Вернулся в 2005 году в Шкотово, позже - в Большой Камень.

Вернувшись на историческую родину, староверы стали крестьянами. Фото: АиФ

Когда праздновать?

- Значит, вы против Нового года?

- Рождественские праздники - понятны и обоснованы. Заметьте, в других странах мира Новый год почти не празднуют. Звучат фразы: весёлого или счастливого Рождества», и ничего про Новый год. Это совершенно ненужный акцент, тем более в православной стране, где ещё не окончен строгий Рождественский пост. Мы живём с наследием советского богоборческого периода. С ежегодной новогодне-рождественской пьянкой.

- Разве у староверов сухой закон?

- С табакокурением - жёсткие запреты, с алкоголем строго, но по праздникам выпивают. Вот недавно привез из Любитовки рецепт фруктовой бражки. Церковью сказано: «Невинно вино, проклято пьянство». Когда начинают пить намеренно, спаивать молодёжь. Если в обществе староверов видят, что человек начинает перебирать с алкоголем, то духовный отец запрещает ему пить.

- Как проходит у вас рождественская неделя?

- Нахожусь в гостях у старообрядцев в селе Вернем Жилиме в Бурятии. В канун рождества крестьяне набрали фейерверков, которые пустили в полночь под длительный звон колоколов. Люди накрывают праздничные столы, ходят друг к другу в гости, общаются, песни поют. Не забывают молиться.

- На Крещение в прорубь ныряете?

- В Приморье в селе Вольно-Надеждинском 18 января старообрядцы делают купель, обычно я её освещаю, приезжают верующие, набирают воду для окропления жилища. Желающие окунаются в студеную воду. В бурятской деревне, где я нахожусь,  нырять невозможно, речка слишком мелкая. А в Улан-Удэ христиане ныряют не только на Крещение, но и на каждое воскресение. Это не прописано в канонах, скорее, сложившаяся народная традиция.

- Как вы думаете, почему статья «АиФ» о том, как вы строите с мальчишками плоты из пластиковых бутылок, собрала рекордное для сайта количество голосов?

- Мне думается, здесь несколько факторов. Для многих необычно то, что священник занимается вопросами экологии. К тому же у меня есть недоброжелатели, которые живо интересуются моей деятельностью. Потом комментируют: вот, смотрите, обезумевший священник… ещё и на плотах плавает.

- Продолжаете плавать?

- Да. В прошлом году по реке Шкотовка ходили вместе с английским ученым Домеником Мартином из Кембриджа, который об этом в ДВФУ на научной конференции доклад делал. Продолжаем очищать пляжи от пластикового мусора и плавать. Заражаем примером окружающих. В этом году в подобных мероприятиях принимали участие многие учебные заведения района. Мусору оказалось мало, в некоторых случаях не хватило на плоты. Это радует.

- Отец Елисей, у вас семеро детей?

- Вернее десять: семеро кровных и трое крестных. Так я пишу во всех родовых материалах. У нас духовное родство считается выше плотского. Все дети воспитываются одинаково, и крёстные воспринимают кровных как своих братьев.

- Будут ли ваши сыновья священниками?

- Придёт время, когда меня нужно будет заменить. Кому-то придётся взять на себя ответственность, решив - кто же, если не я. Возможно, это будет старший сын Елисей Елисеев, названный в четвёртый раз так по завету прадеда.

Фото Олега БЕЛОВА

ДОСЬЕ

Елисей Елисеевич Елисеев родился в 1965 г. в Большом Камне. Окончил Большекаменский судостроительный тухникум, Хабаровский государственный институт культуры. В 1999-2001 гг. обучался священству в митрополии РПСЦ в Москве. До рукоположения работал в разные годы в управлении образования, руководил большекаменским телеканалом. В 2001-2005 гг. служил настоятелем древлеправославного прихода в г. Улан-Удэ, Бурятия. Вернувшись в Приморье, стал окромлять три прихода - в п. Шкотово, в Большом Камне и в с. Вольно-Надеждинском. Протоиерей Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, историк. Женат, отец десятерых детей.

Смотрите также: