Получатели гектара уверяют, что пришли в глубинку с благой целью - развивать цивилизованный туристический бизнес, а с ним инфраструктуру, создавать новые рабочие места. Спасти вымирающую деревню! Народ против даже частичной вырубки леса и какого-либо строительства. Говорят, что земли близ легендарной горы Пидан - заповедные, с краснокнижными растениями и животными. Опасаются, что пришельцы, обосновавшись на реках и ручьях, сломают экосистему.
Подумаешь, ручьи!
Борьба идёт активно, автоматной очередью из заявлений местные жители бьют по всем фронтам - от природоохранной прокуратуры до полпреда и президента. «Гектаристы», как их называют противники, не сдаются, в свою очередь обращаются к Трутневу и в краевую администрацию с просьбой оградить их от произвола. Жители хотят сохранить чистую тайгу, реки, воздух. А ещё выжить.
- Беда такая - гектары выдаются на реке, - рассказывает жительница Анисимовки Юлия Тихоненко. - Множество ручьёв стекается с горы с реку Суходол, но там собираются строить! В итоге нарушат гидрологический баланс. Либо сёла совсем останутся без воды, либо нас затопит. Уже с началом вырубок пересыхают колодца, из скважин уходит вода. Со стороны власти мы не защищены: сюда не станут тянуть водопровод!
Неразбериха с землёй началась ещё в 2013 году. По заказу местной администрации некая компания из Омска составила новый градостроительный план. Участники инициативной группы возмущаются - «спецов» из края и близко не было. Накидывали план наобум, в модном онлайн-режиме. Понятно, что «мелочи», важные для экологии, охраны природы, не учли. Подумаешь, какие-то реки, ручьи!
- Зону сельхозназначения определили в зоне подтопления, - продолжает собеседница. - Пока принимали план, жителям не давали оформлять землю в собственность. Придирались: то камень не там лежит, то дерево не так стоит. А тут и гектар подоспел. Любой желающий нажал на кнопку в интернете, подал заявку и в течение 15 дней оформил. У некоторых людей участки попали под гектары. В частности, забрали покосы, где скотина паслась.
Жители сообщили: в Лукьяновке уже начались работы по вырубке деревьев на выданных участках. В Анисимовке пока тишина.
- Один ствол держит полторы тонны воды, - делится глава инициативной группы из Лукьяновки Елена Пыхтина. - Пытаемся объяснить новым хозяевам: в руслах рек ничего нельзя строить. Очередное наводнение, и всех смоет волной вместе с коттеджами!
Где найти такую справку, чтобы сохранить природу в первозданном виде? Где написано и заверено, что земля заповедная? По словам жителей, городская администрация просто недоглядела, когда по новому плану территории вошли в зону «Р3», где строить разрешено. Попытки перевести её в зону «Р1», где можно только ходить и свежим воздухом дышать, пока не увенчались успехом.
Погубить или спасти?
Получатели гектаров озвучили противоположную позицию. Они заверили, что не собираются разорять тайгу, топить села и работать ради сиюминутной прибыли.
- Проект «Лесная школа» - туристический, социальный и экообразовательный, - поясняет одна из получателей гектара Наталья Бугаец. - Он включает частично строительство, но главное для нас - сохранение и развитие зелёной зоны, в частности, создание парка редких и декоративных растений. По дороге на Пидан мы будем рассказывать туристам о своеобразии этих мест.
Авторы проекта считают, что на них несправедливо навешивают собак. Не они виноваты, что колодца высыхают. И не собираются уезжать, не построив экодеревню мечты.
- Лукьяновка - село вымирающее, - акцентирует Наталья Бугаец. - Нет ни одного градообразующего предприятия. Зона живёт за счёт дикого туризма. Думаю, что причина баталий кроется в конкуренции. Не вникнув в суть проекта, люди начинают протестовать, не пускают чужаков. Но разве им не нужны новые рабочие места? Разве не важно молодёжи остаться в деревне, ведь туризм, рекреация - это интересно и перспективно. В наших планах - более тесное общение с жителями деревни.
- Один из подпроектов - сбор и переработка дикоросов, - добавила координатор. - Возможно, кто-то из местных жителей станет сотрудничать в этом направлении. Мы не в состоянии охватить всё. Задача - не оттянуть турпоток на себя, а увеличить его. Вырастет прибыль, расширится рынок сбыта местной продукции. А дорога, мосты и прочая инфраструктура построится, если деревня будет развиваться.
А если бы…
Действительно, только в двух деревнях 42 стихийные и незарегистрированные турбазы. На это никто не обращает внимания, бизнес процветает. Кто проконтролирует новых землевладельцев?
-
Когда-то на месте выданных гектаров планировалось создать природный парк. А сейчас принимается градостроительный план, который не привязан к экологическим условиям. Сельчане грозятся мистикой - мол, Пидан накажет сам всех, кто неправильно здесь себя ведёт. Горы мусора, оставленные туристами, говорят об обратном. Грозный дух гор спит и видит сны.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
- С точки зрения законности всё правильно. По экологии есть претензии. У нас до сих пор нет паспортизации лесов, чёткого разграничения между деревней и лесным пунктом. Люди, которые получили гектары, сами оказались заложниками ситуации. Никто не интересуется оценкой ситуации глазами местных жителей. Раз в несколько лет горные речки переполняются, вода смывает всё вокруг. Лес становится чистым, красивым. Куда бежит человек? За компенсацией из бюджета. Вырубка леса лишь усиливает опасность разлива.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
- О ситуации хорошо известно. Инициативная группа заявила о своей позиции на одном из заседаний совета. Главное, что никакой экологической экспертизы выдаваемых участков не проводится. Подобное происходит близ озера Ханка, в районе залива Восток. Но кого интересует редкий вид кожистой черепахи, которая может быть уничтожена? От такой поспешной раздачи гектаров страдают природные экосистемы, сформированной тысячи лет! В первую очередь выдавать участки на пустующих землях, где раньше были посёлки, разработанные поля. Все хотят поближе к воде. Порой не знают особенностей региона, погоды, природы, условий проживания.
КСТАТИ
По расчётам учёных ДВФУ, к концу 2017 года туристическая нагрузка на гору Пидан выросла в 10 раз, в среднем со 170 до 1700 посетителей в день. По данным Школы естественных наук университета, рекреационная ёмкость Пидана превышена в 500 раз, что противоречит экологическим комфортности нормам. Разрушается почвенный покров, вырождается растительность, скапливается мусор.
Смотрите также:
- Земля из-под ног: жители глубинки Приморья лишаются огородов из-за гектаров →
- Осваивать по-человечески. Истории людей, взявших дальневосточный гектар →
- Игры в гектары: деревья рубят прямо в поймах рек Приморского края →