Не кричите на слепого: чему учит школа «Белая трость»?

И летом, и зимой людям с проблемами зрения трудно передвигаться по городу. © / АиФ

Социальный проект «Белая трость» молодой, но крайне необходимый как слабовидящим людям, так и тотальным слепым.

   
   

Поразительно, что до этого времени в большом городе, где инвалидов по зрению тысячи, не было официального центра или учреждения, где бы учили передвигаться по городу, перегруженному автомобилями, со сложным рельефом, в отсутствие тротуаров, бордюр. Идею «Белой трости» воплотила в жизнь Инна ВЕРБИЦКАЯ, потерявшая зрение по причине болезни и травмы. Она организует курсы, где посвящает желающих в мир слепых. Контролирует исполнение программы «Доступная среда». Добивается, чтобы у каждого нуждающегося инвалида были необходимые звучащие приспособления. Вместе с другими людьми, ограниченными по зрению, постигает мир искусства. Не сдаётся и не останавливается на достигнутом.

Город без бордюров

- Инна, как вы шли к созданию необычной школы?

- В 2012 г. в результате неправильного лечения и травмы я потеряла зрение. Пришлось многое пережить: отравление организма антибиотиками, осложнение сахарным диабетом, неудачную операцию в Хабаровске. В одной из больниц меня даже смертницей назвали. Выжила благодаря упрямому характеру. Каждый год отправляюсь не лечение в реабилитационный центр в Уфе. Не теряю надежды на новые прорывы в медицине.

Сейчас отношусь к категории тотальных слепых, то есть абсолютно ничего не вижу. Когда потеряла зрение, возник вопрос: как буду самостоятельно передвигаться? Узнала, что люди для этого используют специальную трость. В первичной организации Всероссийского общества слепых Владивостока мне ответили, что обучают этому в Бийске или Волоколамске. При этом компенсируют затраты на дорогу в одну сторону, не учитывая сопровождающего. Это дорого, не каждый может себе позволить. Так в противовес существующей реальности родился проект «Белая трость», который я написала ещё в 2014 г. На открытии школы в августе 2017-го собрались журналисты, представители администрации Владивостока, Госдумы. Нас заметили. Костяк школы - инструкторы Наталья Мухина и Елена Кушнир.

- В одном из интервью мне рассказывали сказочные истории, как инвалиды по зрению ловко ориентируются в городе. Неужели так просто передвигаться по сопкам Владивостока?

 - Людям с остаточным зрением ещё возможно, а вот «тотальникам» - крайне трудно. Сегодня в программе «Доступная среда» большой упор сделан на установку пандусов, что замечательно. Но слепым пандусы не нужны, а вот бордюры понадобились бы, это наши главные ориентиры. Тактильная плитка, выложенная в городе, откровенно говоря, слепому человеку мало помогает. К тому же, во многих местах плитку положили с нарушением правил. Специальные обозначения - волнистые линии границ между тротуаром и проезжей частью где-то отсутствуют. На самом деле многие тотальные слепые привыкли передвигаться по городу с помощью трости по бордюру. А их стало меньше: когда делали новые тротуары, наши потребности игнорировали.

   
   

- А ещё и децибелы зашкаливают…

- Тяжело концентрироваться из-за шума машин, кричащей музыки и рекламы. В районе магазина «Изумруд» мы не слышим говорящего светофора. Сигналят автобусы, пищат автомобили, люди толпятся, друг друга толкают. Хотя бы музыку убрали. На Семёновской развязке такой гам - вообще невозможно сориентироваться. Взять маршрут от остановки до дома - он мне хорошо известен, но нет тротуара, и без сопровождающего ходить крайне опасно. Сколько проблем приносят ямы, открытые люки. Были случаи, когда слепые падали, получали тяжёлые травмы. Поэтому тотальному слепому реально освоить два-три маршрута, и то около дома.

- Интересно, а как передвигаются по городам слепые в цивилизованных странах?

- Допустим, в Японии большинство машин - за городом, в центре только мопеды и велосипеды. Тротуары свободные, бордюры, никакого шума. Там «Доступная среда» в разы лучше работает. Тратятся большие деньги на социальные программы, при этом экономятся средства на лечение, и за счёт работающих инвалидов пополняется бюджет. Это более разумный подход, до которого мы ещё не дотягиваем.

Невидимый мир

- С социальным такси в приморской столице есть какие-то подвижки?

- Этот проект по-прежнему работает плохо, не только слепым, но и колясочникам часто приходится заказывать машину за несколько дней. А ведь социальное такси «Доступной средой» также предусмотрено. Неужели нельзя из 89 миллионов рублей выделить средства на несколько машин? Чтобы имели возможность выехать в магазин, поликлинику, на мероприятия. Увы, грамотно обученных сопровождающих немного. Мы стараемся готовить зрячих людей - как с нами правильно общаться, как нужно взаимодействовать.

- Чего не знают зрячие?

- Вы знаете, как правильно вести человека невидящего? Слепой должен взять зрячего за руку и дальше идти за ним, ориентируясь по движениям его тела. Сопровождающий должен предупреждать о ступенях, которые ведут вверх или вниз, говорить о бордюрах. Бывает так, что зрячий открывает дверь и выталкивает вперёд слепого человека. Первым должен пройти сопровождающий. Много разных деталей, из которых складывается наша безопасность и комфорт.

- Для кого предназначены курсы?

- Мои лекции вызывают живой интерес в среде школьников, волонтёров. Получила предложение о проведении специальных курсов в ДВФУ. Стучусь в двери чиновников, хочу организовать ликбез на уровне департаментов краевой администрации. Мы готовы обучать всех желающих. Полезны курсы и для родственников невидящих. Проводим мастер-классы, где даём почувствовать мир слепых. Это меняет мировоззрение обычного человека.

- А собаки-поводыри как-то могут облегчить жизнь слепого?

- Здесь свои сложности. Недавно в одном из российских городов произошёл вопиющий случай: на свалке нашли израненную собаку-поводыря, как оказалось, так хозяин от неё избавился. Животное спасли. Но зачем мучать, истязать и выбрасывать живое, преданное тебе существо? Государство выделяет на собаку всего 1800 рублей в месяц, не хватает на корм, лечение. Люди не рассчитывают свои возможности. К собаке относятся как к вещи. Лучше вернуть назад в общество, где таких собак выращивают, дрессируют.

- Что надо сделать в улучшении программы индивидуальной реабилитации инвалидов по зрению?

- На мой взгляд, необходимо расширить список предметов первой необходимости. К примеру, нужны говорящие глейкометры для диабетиков. Имеет значение и срок, на который выдают эти предметы. Так, говорящие тонометры рассчитаны на семь лет использования. Но через три года озвучка ломается, и приходится покупать прибор на собственную пенсию. Трости, которые выдают по социальной программе - крайне неудобны, тяжелы и быстро выходят из строя. Более того, все они одной длины - метр тридцать! Человек может дойти до травмы с неподходящей по размеру тростью. Современные модели с крутящимся наконечником не всем по карману. Они проще и выгоднее, и в итоге - меньше затрат для государства.

Что за палочка?

- Часто приходится сталкиваться с непониманием окружающих?

- Иногда приходишь в поликлинику и говоришь врачу, что не видишь. Врач в ответ начинает кричать. Приходится объяснять, что я не глухая… Много нелепых ситуаций в отношении к слепым. Замечено, что их чаще задевают прохожие, автомобилисты нетерпеливо сигналят идущему по переходу человеку с тростью. Как-то одной слабовидящей водитель переехал трость и спокойно уехал. Люди часто не замечают, что у тебя в руках трость. А сотрудники ДПС спрашивают: «А что это у вас за палочка?» Так и хочется сыронизировать: «Для защиты».

- Накануне Нового года в Приморской картинной галерее открылась выставка тактильных картин «Видеть невидимое». Тем, кто не видит с рождения, труднее понять, что изображено на полотнах?

- Невидящих с детства обучают ощущениям цветов по специальным программам. Хотя они не совсем понимают, чего они не видят. С приобретенной слепотой - проще вспомнить. И часто это сопровождается чувствами грусти, жалости, негодованием. Главное не поддаться, взять себя в руки. Встать утром, выпить чашечку кофе… и окунуться в море идей, которые требуют своего воплощения.

Фото из архива «Белой трости»

Досье

Инна Ивановна Вербицкая родилась в Ленинграде в 1979 г., переехала в Приморье с семьей в 1989 г. Образование - среднее-медицинское, государственное муниципальное и юридическое. Автор и руководитель школы «Белая трость», в 2017 г. проект выиграл малый грант «Соработничество и православная инициатива». Работает в юридической клинике по бесплатной помощи. Благодарность от ВОС за вклад в общественную деятельность и развитие доступной среды для людей с ограничением по зрению. Благодарность от Минэкономразвития.

Смотрите также: