В Москве завершилось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации, проведенной президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В ходе мероприятия с докладом выступил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, руководитель рабочей группы по этому направлению.
По окончании совещания Владимир Миклушевский дал комментарий, посвященный итогам анализа современной системы образования и поднятым на Госсовете темам.
– Сегодня мы обсудили, как развивалось образование в последнее десятилетие. За эти 10 лет произошли кардинальные изменения: в содержании образования, в зарплатах учителей, в качестве школьных зданий, лабораторного оборудования. Так, сегодня практически все школы подключены к интернету – 10 лет назад этого, конечно, не было.
Во время заседания я озвучил предложение разработать актуальные стандарты технического обеспечения школ, которые включат современное лабораторное оборудование, другие учебные средства, требования к скорости интернета. Реализация такого рода стандартов позволит, с одной стороны, защитить материальную базу образовательного процесса, а с другой – рационально расходовать средства бюджетов в регионах. Так, сейчас Минкомсвязи реализует масштабный проект расширения возможностей использования сети Интернет в самых малых и удаленных населенных пунктах. Я уверен, что приоритет в этом проекте в первую очередь надо отдать школам и социокультурным центрам на селе.
Важнейший тезис – образование и воспитание не может ограничиваться школой. Если раньше мы в основном получали знания в школе, сегодня образовательный процесс выходит за рамки школьных зданий и осуществляется в так называемой образовательной среде. Что это такое? Это и театры, и музеи, и выставки, и спортивные сооружения, даже сама городская среда: все, что окружает школьника. От качества этой образовательной среды, от умения людей, которые этой средой управляют, от умения учителя правильно вписать образовательный и воспитательный процесс в эту среду зависит эффект и качество. Иными словами, ребенок так или иначе все это воспримет, но правильно воспримет или нет? От этого зависит, кем он потом будет: патриотом, любящим свою Родину человеком, глубоким профессионалом, или человеком, для которого все это пройдет мимо.
Если затрагивать тему обучения и воспитания вне школы, здесь нужно упомянуть и вопрос о наполнении интернета образовательным содержанием. Мы действительно провели интернет практически в каждую школу, вложили серьезные средства в электронные образовательные ресурсы, а дети наши все равно сидят в социальных сетях. Может быть, это значит, что нам стоит начать прокладывать дороги там, где ходят? Может быть, именно в социальных сетях, в новых форматах размещать образовательные и воспитательные ресурсы? Для решения этой задачи не обязательно привлекать только бюджетные средства, можно привлекать и бизнес, и образовательное сообщество. Мы все знаем, что в интернете содержится огромное количество образовательного контента. И, конечно, далеко не весь он одинакового качества: есть откровенная чушь, а есть хорошие материалы, которые действительно можно порекомендовать ребенку для получения дополнительных знаний. Кто в этом может разобраться? Понятно, что только учитель.
Если говорить об объединении усилий с бизнесом, в Приморье эффективной оказалась модель классов «Роснефти». Успешной оказалась и идея создания школ в составе вузов. Да, необходима активная нормативная и методическая поддержка таких решений. Безусловно, для решения настолько сложных задач в системе образования нужны не только хорошие учителя, но и хорошие управленцы – самостоятельные, предприимчивые, настоящие лидеры, умеющие работать и с детьми, и со взрослым населением, создавать и реализовывать программы развития. Кстати, зачастую повышение квалификации именно этой важной категории кадров вообще никто не производит, они самоучки – но это неправильно. Директора школы надо учить, завуча надо учить, чиновников надо учить – все это так же справедливо, как в случае с учителями. Они тоже должны работать в современных условиях, уметь обращаться с образовательной средой.
Мы проанализировали десятки управленческих практик региональных и они все попали в доклад. Сейчас мы распространили этот доклад среди всех членов Госсовета, они внимательно его изучат, думаю, будут творчески развивать. Существование какой-то единой практики на всю страну невозможно: у нас разные регионы с разными климатическими зонами, есть национальные республики, у всех есть свои особенности. И в каждом случае подход должен быть тоже особенный.
Смотрите также:
- Родителей школьников Владивостока приглашают на городское собрание →
- Что с образованием? →
- Большой педсовет →