Сообщали, что комитет по социальной политике и защите прав граждан Законодательного Собрания Приморья провёл выездное заседание в Артёме. Расскажите подробнее, что обсуждали парламентарии? И. Сергеева, п. Заводской.
Темой заседания стала сфера образования. В том числе - обеспеченность школ всем необходимым для успешного учебного процесса, занятость детей в различных кружках и поддержка детского творчества. В отдельный блок повестки дня вошли вопросы, посвящённые профессиональному образованию и взаимодействию учебных заведений с предприятиями реального сектора экономики.
В обсуждении текущей ситуации, проблем и перспектив образовательной сферы вместе с депутатами Законодательного Собрания участвовали Александр РОЛИК, вице-губернатор по внутренней политике, и Владимир НОВИКОВ, глава Артёмовского городского округа.
К чему особое внимание?
Надежда ВИТКАЛОВА, и. о. директора краевого департамента образования и науки, доложила парламентариям о реализации профильной госпрограммы. В 2015 г. фактическое исполнение региональной государственной программы «Развитие образования Приморского края» на 2013-2020 гг. составило 17,2 миллиарда рублей - 98,89 % от запланированных средств.
Школы края обеспечены оборудованием естественнонаучной направленности. Это современные кабинеты физики, математики. Успешно функционируют 178 базовых школ - центров компетенций физико-математической, естественнонаучной направленности. Закуплено современное учебно-лабораторное оборудование для 60 школ-спутников базовых образовательных учреждений. Организовано дистанционное обучение; интернет-технологии успешно применяются в 24 базовых и 106 удалённых школах края.
- Готовясь к выездному заседанию, я провёл много встреч в школах. Ситуация везде разная. Но есть проблемы системного характера,- сказал Игорь ЧЕМЕРИС, председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан. - Наша задача - решать их в комплексе с привлечением всех возможных ресурсов. Отметив в целом высокое исполнение программы, парламентарии подняли вопрос о необходимости выделения дополнительных средств из краевого бюджета на питание для школьников младших классов, на капитальный ремонт зданий, на обеспечение доступного Интернета.
- Нужно включаться депутатскому корпусу, исполнительной власти в решение озвученных вопросов,- считает депутат Сергей СЛЕПЧЕНКО. - По моему мнению, муниципалитетам недостаточно субвенций на капитальный ремонт школ и дошкольных учреждений. Один из наболевших вопросов - школьное питание. 21 рубль в день на ученика - крайне небольшая сумма. Финансирование по данной статье нужно увеличивать. Для этого необходимо внимательно изучить госпрограммы и, возможно, перераспределить средства согласно стоящим задачам.
Где получить знания и опыт?
Елена ЦЫМБАЛ, директор краевого Детско-юношеского центра, представила доклад о развитии дополнительного образования и поддержке детского творчества в регионе. В различных кружках и секциях занимаются более 178 тысяч приморцев в возрасте от 5 до 18 лет. Это 74 % от всего детского населения.
Наиболее популярными остаются спортивная и художественная направленности дополнительной образовательной деятельности. Однако особое внимание в дополнительном образовании региона уделяется развитию творческой деятельности по созданию техносферы. Такая направленность действует в 27 организациях дополнительного образования. Есть и три профильные станции юных техников, расположенные в Артёмовском, Находкинском и Уссурийском городских округах. По программам технического творчества в Приморье занимаются 6401 будущий инженер.
Более тысячи школьников посетили площадки регионального чемпионата рабочих профессий по стандартам «Ворлдскиллс Россия», где в мастерстве соперничали юные электросварщики, автослесари, фрезеровщики, повара, парикмахеры, будущие учителя начальных классов.
Отдельный разговор был посвящён популяризации рабочих профессий. Ежегодно более семи тысяч человек приходят учиться в колледжи региона на бюджетные места.
Интерес к рабочим профессиям поддерживается в средних учебных заведениях Приморья. Для этого регулярно проводятся школьный, муниципальный и региональный этапы всероссийской олимпиады школьников по предмету «Технология». Проводятся классные часы, родительские собрания о рабочих профессиях, экскурсии в учреждения профессионального образования, дни открытых дверей в вузах.
- Родители и сами выпускники должны понимать перспективы, которые открывает перед ними та или иная специальность, формировать стратегию своей жизни. На выездном заседании депутаты поставили ряд профессиональных, предметных вопросов, которые по большому счёту формируют качество жизни в Приморье. В дальнейшем мы будет отрабатывать их совместно с администрацией края,- подвел итог обсуждению Игорь Чемерис.
Как учиться и работать?
Важная задача - формирование кластеров в области образования. Там, где существуют «якорные» предприятия, эта работа уже ведётся. В основе кластерного взаимодействия лежит заинтересованность крупного «якорного» работодателя, который решает для себя задачу обеспечения производства трудовыми ресурсами.
- Мы уже не в первый раз поднимаем вопрос о создании профессионального кластера с учетом ТОРов, свободного порта Владивосток. Нам нужно иметь прикладной характер нашего профессионального образования под те потребности, которые выставляет сегодня бизнес, - считает депутат Сергей СОПЧУК. - Это должен быть своего рода госзаказ со стороны администрации края, который бы основывался на заявках руководителей компаний, планирующих разместить своё производство. Именно под эту заявку должна формироваться учебная программа.
Такое партнёрство образовательных учреждений и большого бизнеса в Приморье развивается в судостроении, а также в сферах нефтехимии, энергетики, машиностроения. Результатом становится подготовка квалифицированных кадров, отвечающих требованиям высокотехнологичных производств и способных освоить технологии нового поколения.
С малым и средним бизнесом такие взаимовыгодные отношения выстроить достаточно сложно, особенно в небольших городах, где нет крупных производств. Но и в этом секторе экономики есть варианты сотрудничества. В ходе заседания своим опытом поделился директор Черниговского сельскохозяйственного колледжа, где налажено сотрудничество не только с крупными агропредприятиями, но и с продвинутыми фермерами.
- Очень важно, что у нас есть такие колледжи, которые могут готовить узконаправленных специалистов, - отметил депутат Игорь КАПЛЕНКО. - В том числе в области нефтехимии, переработки газа, сельского хозяйства. Это перспективные направления с учетом намеченных к реализации крупных проектов. Что важно, наши учебные заведения способны готовить нужных для конкретных предприятий специалистов с учётом запросов рынка и при поддержке бизнеса.
Но там, где таких партнёров нет, ситуация другая. И рынок труда нужных специалистов не видит, предприятиям приходится переучивать многих выпускников, качество подготовки зачастую низкое.
- Мы должны эти проблемы признать и решить. На выездном заседании депутаты поставили ряд профессиональных, предметных вопросов, которые по большому счету формируют качество жизни в Приморье. В дальнейшем мы будет отрабатывать их совместно с администрацией Приморского края,- подчеркнул Игорь Чемерис.
Кстати
В 2015 г. обеспечено отдыхом и оздоровлением 1940 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных (краевых) казённых образовательных учреждениях Приморья.
Цифры
4,6 млрд руб. направлено на развитие дошкольного образования в Приморье, 10,6 млрд руб. - общего, 1,4 млрд руб. - профессионального образования.
Елена КРАЙНЕВА
Фото Татьяны МЕЕЛЬ