О том, что это даст сельским жителям региона, рассказал депутат комитета по продовольственной политике и природопользованию Вячеслав Дрожжин.
История с географией
Выпавшие из законодательства слова больно ударили по всем обитателям домов с печным отоплением, особенно по жителям таких отдалённых северных территорий, как Красноармейский, Пожарский, Дальнереченский, Лесозаводский, Лазовский, Ольгинский районы.
- До 2002 года в Лесном кодексе был термин «валежник», потом он исчез. Если раньше люди могли собирать поваленные деревья и ветки и на саночках по снегу везти их к себе домой для отопления, то с 2002 года это занятие стало противозаконным. Мы понимаем, что сегодня деревня переживает не лучшие годы и далеко не каждый селянин может позволить себе покупку дров и тем более угля, - пояснил историю вопроса Вячеслав Дрожжин.
После такого, с позволения сказать, усовершенствования закона люди, собирающие сухостой в лесу для отопления своих домов, считаются правонарушителями и в качестве наказания могут привлекаться не только к административной, но и к уголовной ответственности.
Абсурдность этой нормы очевидна: сотни тысяч кубометров гниют в лесах, являясь природными «инкубаторами» для таёжных вредителей, очагами лесных пожаров. Однако приморским парламентариям потребовалось три года, чтобы в федеральный закон были внесены необходимые поправки.
- Трижды Законодательное собрание Приморского края обращалось в Государственную думу с просьбой разрешить населению сбор валежника. С соответствующими докладами на высоких трибунах выступали депутаты Госдумы от Приморья и члены Совета Федерации. В итоге в начале 2018 года изменения в Лесной кодекс были приняты, а на сентябрьской сессии ЗСПК - внесены в краевое законодательство, - уточнил депутат профильного комитета.
Что разрешает закон?
Изменения в законодательстве разрешают гражданам осуществлять сбор валежника в течение всего года начиная с 1 января 2019 г. Беспрепятственно заготавливать можно будет лежащие на земле стволы и сучья, которые образовались в результате естественного отмирания деревьев, их повреждения вредными организмами, а также при буреломе и снеговале. В то же время порубочные остатки в местах проведения лесосечных работ валежной древесиной считаться не будут.
- Изменения в Лесном кодексе позволяют осуществлять сбор только ветровальной и буреломной древесины, лежащих на поверхности земли стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах лесосечных работ, а также деревьев, образовавшихся вследствие естественного вымирания. То есть предполагается, что собирать древесину, оставшуюся на лесосеке, со следами спилов - уже нельзя. Но ведь человек, заходя в лес за валежником, так или иначе будет его пилить, чтобы удобно транспортировать. И если он будет задержан с древесиной со следами спилов, как определить, это он собрал на лесосеке или же распилил упавшее вследствие природных причин дерево? - Добавил ложку дёгтя Вячеслав Дрожжин. - Эти «неопределённости» в законодательстве ещё предстоит дорабатывать, и подготовка корректировок уже идёт в комитете ЗСПК по продовольственной политике и природопользованию.
По мнению депутата, беспрепятственная заготовка валежника станет существенным подспорьем для жителей сельской местности, которые используют в своих домах печное отопление, и позволит снизить социальную напряжённость, возникающую из-за дефицита дров.
Напомним, минувшей зимой в ряде районов Приморья проблема с обеспечением населения дровами проявила себя особенно остро. Так, в Лазовском районе жителям ограничили доступ на деляны, так как заявку на получение дров можно было подать только на сайте «Госуслуги». Далеко не все сельские жители имели возможность оформить документы в электронном виде. К решению проблемы подключилось руководство края. Возможность заготавливать валежник стала бы подспорьем и хорошей альтернативой в подобной ситуации. Так что легализация валежника - это практически выполнение общественного заказа от людей, которые живут в отдалённых населённых пунктах, где зимой морозы достигают 45 и более градусов.
Очистить лес от завалов
Приморские парламентарии внесли изменения в краевой закон «Об использовании лесов в Приморском крае». Региональный нормативный акт привели в соответствие с изменениями в Лесном кодексе Российской федерации и Приказом Министерства природных ресурсов и экологии, разрешающим населению круглогодичный сбор валежника и разъясняющим правила его заготовки. Депутаты комитета Законодательного собрания по продовольственной политике и природопользованию также определили порядок его сбора.
- Кроме снижения дефицита дров, сбор поваленных деревьев, изменения в лесном законодательстве будут способствовать защите леса от пожара, расчистке русел рек от завалов, ежегодно образующихся в летне-осенний период после прохождения тайфунов,- уверен Вячеслав Дрожжин. - Каждую весну и осень в Приморском крае складывается тяжёлая пожароопасная обстановка. Причём одной из основных её причин является захламлённость лесных территорий ветровальной, буреломной, сухостойной древесиной, которую никто не убирает. Теперь же очистить лес от завалов поможет население, которое получило легальную возможность собирать валежник для собственных нужд.
КСТАТИ
Обращения к председателю Государственной думы РФ и главе Приморья подготовят депутаты Законодательного собрания по итогам обсуждения ситуации, которая сложилась сегодня в пчеловодческой отрасли края. Актуальность восстановления охранного статуса липы в Приморском крае обусловлена необходимостью сохранить основную ресурсную базу для формирования стабильной и устойчивой отрасли сельского хозяйства - пчеловодства.
- Наибольшая беда приморского пчеловодства - уничтожение липы, являющейся основным медоносом. С 2007 года, когда в действие был введён новый Лесной кодекс РФ, липа потеряла охранный статус и нещадно вырубается лесопромышленниками. Как отмечают сами пчеловоды, такая ситуация уже в ближайшее время может привести к исчезновению липового мёда, которым так славится Приморье. Однако многочисленные обращения с просьбой ввести запрет на рубку ценного медоноса, направленные Законодательным собранием края и губернаторами дальневосточных регионов в федеральные органы государственной власти, не принесли должного результата, - пояснил Вячеслав Дрожжин.
Согласно статистическим данным, производство мёда в Приморье в последние пять лет сохраняется на уровне от 4 до 5 тысяч тонн в год. Большая его часть, до 85 процентов, собирается с липы, а основное производство сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, где содержится более 90 процентов пчелосемей. При этом имеющихся объёмов мёда в настоящее время достаточно для того, чтобы полностью обеспечивать потребность населения края, а также удовлетворять существующий спрос на этот сладкий продукт со стороны экспортёров из стран Восточной Азии. Например, в прошлом году приморские пчеловоды поставили на экспорт, в основном в КНР, 61 партию мёда общим весом 438,8 тонны, а двумя годами ранее, когда наблюдался всплеск интереса к приморскому мёду у иностранных покупателей, - 1 925,6 тонны.
- Хотя бы отчасти снять остроту вопроса с вырубкой медоноса может увеличение площади «зон покоя», выделенных в лесном плане края распоряжением губернатора в местах осуществления пчеловодческой деятельности. Ещё один путь решения проблемы - продление для производителей мёда сроков аренды лесных участков до 25-49 лет. В настоящее время получить в пользование территорию под нужды пчеловодства можно только на пять лет. И чтобы изменить эту ситуацию, нам как приморским депутатам необходимо выступать с законодательной инициативой о внесении соответствующих изменений в Земельный кодекс РФ, - говорит Вячеслав Дрожжин.
Смотрите также:
- Деньги на жильё. Домашний очаг станет доступней для приморских семей →
- Депутаты помогут обеспечить сельчан дровами на зиму →
- Ответственность за оборот древесины возрастет →