Мода на электросамокаты дошла до Приморья
ЭТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ШИРОКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ. ОДНИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ КАТАЮТСЯ, ДРУГИЕ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ НАЕЗДОВ. ОБОЗНАЧИЛОСЬ НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМ: НЕОРГАНИЗОВАННОЙ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ И ТРОТУАРАХ, СКУЧЕННОСТИ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ.
В социальных сетях - словесные баталии. Электрический транспорт вызывает у горожан сильные и крайние эмоции - от романтических восторгов до скепсиса, неприятия и отторжения. Те, кто печётся о безопасности, призывают ограничить самокатчиков в передвижении, а то и вовсе запретить этот вид транспорта.
СЕЛ И ПОЕХАЛ
История появления электросамокатов достаточно старая. Впервые мир увидел это чудо техники в 1915 году, когда самокаты фирмы Autoped заполонили магазины Нью-Йорка. Автопеды возникли во времена, когда движение автотранспорта ещё не регулировалось законами. Они были старше, чем ПДД! Двухколёсный транспорт стал популярен у разных слоёв населения - от девушек-моделей и голливудских звёзд до почтовиков и преступников. Но ближе к середине XX века, когда мир накрыла волна всеобщей автомобилизации, электросамокат не выдержал мощной конкуренции и сдал позиции.
В последнее десятилетие наблюдается новый всплеск интереса к «малому виду мобильности». Быстрые, бесшумные и очень удобные электросамокаты получили большое распространение, особенно в крупных городах мира. Сегодня во Владивостоке двухколёсные тачки привязаны к обычным столбам, больше всего их в центре города - на Фокина, Набережной Цесаревича, Спортивной гавани, на Светланской, Алеутской. Система работает по принципу байкшеринга - краткосрочной аренды. Это невероятно легко - навёл камеру телефона на QR-код, который изображен на устройстве, скачал специальное приложение, сел и поехал. Принцип довольно прост, кажется, справится любой ребёнок. Но куда и как ехать? Навстречу пешеходу, по ямам да рытвинам дорог?
Проблем хватает - самокатчики (особенно много молодёжи) гоняют по набережным, тротуарам и врезаясь в прохожих. Совсем плохо, если они добираются до проезжей части, ведь правовое поле для этого вида транспорта в России не обозначено. На электросамокатах разъезжают несовершеннолетние, граждане в алкогольном опьянении и совершенно неловкие личности, обращаясь в источник опасности для себя и окружающих.
НЕСЛАБЫЙ СНАРЯД
- По официальным данным, с начала года в Приморье зарегистрировано всего три происшествия с участием электросамокатов, в двух случаях травмированы люди, - комментирует старший инспектор по пропаганде ГИБДД по Приморскому краю Елена Иванова. - В городе Артёме водитель автомобиля Toyota Aqua совершил наезд на двоих детей, двигавшихся на электрическом самокате со стороны второстепенной дороги. В результате удара 7-летние мальчики получили серьёзные травмы головы. В Арсеньеве под колёса автомобиля Lexus попал 14-летний подросток, пересекавший на электросамокате пешеходный переход. Пострадавший получил ушибы и ссадины.
Инспектор отмечает - цифра эта, скорее всего, необъективна, поскольку в статистику не попадают наезды «водителей» самокатов на идущих людей. По закону оба - пешеходы, а столкновение пешехода с пешеходом не является ДТП.
- Сотрудники ГИБДД напоминают о мерах личной безопасности при управлении самокатом - использовать защитную экипировку, выбирать для катания время и место с минимальным количеством пешеходов, - добавляет Елена Иванова.
- Все в ожидании принятия законодательной базы в отношении этого вида транспорта, - ответил председатель Федерации велоспорта и триатлона Владивостока Юрий Чащин. - На мой взгляд, стоит ограничить скорость самоката до 15 км/ч, это снизит опасность. Разогнавшийся электросамокат до 25 км/ч может попасть в толпу как снаряд, травмы и летальные исходы неизбежны. Думаю, детям нужно запретить использовать 20-килограммовый двухколёсник. Опасность представляют неловкие и пьяные граждане. Нужно ужесточить правила на уровне проката, категорически запретить ездить по пешеходным зонам. Возможно, им найдётся место в крайнем правом ряду, как и велосипедам. Ближе к обочине.
- Кажется, ничего экстремального нет, оттолкнулся, рулишь и всё, - высказывается байкер Дмитрий из Владивостока. - Средство передвижения доступное, однако не безобидное. Если на самокате двигается дилетант и не знает элементарных ПДД, он представляет угрозу. Как минимум нужно внимательно смотреть на дорогу. Думаю, что у самокатчиков должна быть своя среда - в парках, на закрытых территориях. Я противник того, чтобы пускать их по трассам.
- Любой двухколёсный транспорт опасен, - соглашается его коллега, руководитель байкерского клуба «Чеширы» Алексей Гепард. - С учётом того, что на рынке электрические самокаты низкого качества, в которых аккумуляторы внезапно воспламеняются. Вижу выход в организации курсов для желающих покататься, ликбезе по правилам эксплуатации, передвижения.
Можно понять велосипедистов прошлого века, окрестивших первые электросамокаты «каретами для дьявола». Они уже натворили и могут ещё натворить немало бед. Как и гироскутеры, моноколеса и другие технические чудеса, которые покалечили и погубили множество людей во всём мире. Пример - негативный опыт Китая, где резко пересели на гироскутеры, в итоге - возросшая аварийность и вдребезги разбитые человеческие тела на обочинах дорог.
УТОПИЯ ИЛИ БУДУЩЕЕ?
Приморский миллиардер Дмитрий Алексеев на своей странице в «Фейсбуке» инициировал дискуссию на тему электросамокатов. Сам он уверен, что пришла очередь индивидуального городского транспорта.
«Автомобиль как индивидуальный городской транспорт - это тупик, - пишет бизнесмен. - Город, удобный для машины, совершенно не удобен для пешехода. Самокаты, моноколёса, велосипеды и т. д. вполне могут стать массовым средством мобильности при сохранении плотности городов».
Положительных сторон у средств передвижений хоть отбавляй - «проехать без напряга от 1,5 до 5 км», «доступность объектов инфраструктуры» и «заехать на крутую горку без проблем» (заметим, человек не на шутку увлекается спортом).
Но фанату самокатов сильно возразили. «В городе только козьи тропинки и разбитые лестницы», «пока у нас дороги состоят из ям и заплаток и расползаются после дождей - мы можем только рассуждать», «если дегенерат на самокате упадет мне под колеса, я не планирую за этого дебила недобитого по судам таскаться», - ответили горожане. Пост миллиардера собрал множество неравнодушных мнений. Обнаружились истинные романтики, смотрящие далеко вперёд в новую эру.
- Я езжу на электровелосипеде с 2011 года, - поразил депутат Заксобрания Приморья Артём Самсонов. - Сейчас пользуюсь электросамокатом, достаю его из багажника машины, чтобы доехать куда-то. Лучше ездить по специальным велодорожкам, когда их нет, то по автомобильным. Но не по тротуарам.
- Мы не первые в мире, в России проходим этот опыт, и стоит его перенять и адаптировать у зарубежных стран, - говорит архитектор, член градостроительного совета Приморского края Кирилл Солгалов. - Наиболее логично - выделение для этого вида транспорта специальных зон в дорожной сети. Такие элементы мобильности, как самокаты, велосипеды, позволят решить проблемы транспорта, доехать обычному горожанину от остановки общественного транспорта или парковки - до офиса или дома. Необходим комплексный подход - убрать машины с обочин дорог, построить парковки, встроить в систему движения малый транспорт.
Собеседник убеждён - мы находимся на пороге глобальных перемен. В мире тестируются автономные транспортные средства. Машины без водителей изменят нашу жизнь до неузнаваемости, улучшат экологическую обстановку, и будет больше простора для пешеходов. Пока это похоже на утопию, тем более в условиях города, где одну проблему залатали - обязательно порвётся в другом месте. Если смотреть совсем далеко, то интересно, выдержит ли конкуренцию электросамокат, когда каждому человеку достанется по экологичному беспилотному автомобилю?
Мнение эксперта
Анатолий Беляев, заслуженный врач России.
Мода - серьёзная вещь, протестовать против неё бесполезно. Придумают новые виды гаджетов, транспорта, какие-то крылья, реактивные двигатели. С точки зрения медицины, если человек час в день ездит на такой технике - ничего плохого, гораздо лучше, чем лежать на диване. Но пока нет нормативной базы - сохраняется большая опасность для жизни и здоровья граждан.
Комментарий власти
Ирина Дмитриева, представитель пресс-службы администрации Владивостока.
В мэрии прошла встреча с владельцем кикшеринговой компании, в ходе которой было принято решение о разработке правил использования, передвижения и хранения электросамокатов. Позиция администрации города - ни в коем случае не препятствовать развитию в городе кикшеринга. Но по-прежнему нет законов, которые бы регулировали использование электросамокатов. Поэтому наша задача совместно с представителями бизнеса разработать свод правил - от безопасности их использования до создания необходимой инфраструктуры.