Современным школьникам проще избить сверстника, чем сходить в спортзал

Фото: скриншот сайта vk.com

Вся страна видела видеозапись, размещенную в Интернете. В подробностях на ней показано, как несколько старшеклассниц из Владивостока издеваются над сверстницей.

   
   

Какое наказание в итоге понесут школьницы, покажут результаты доследственной проверки. О том, что же творится с нашими детьми и почему жестокость для них стала обыденностью, мы беседуем с профессором психиатрии, доктором медицинских наук, врачом высшей категории Ильей УЛЬЯНОВЫМ.

«АиФ-Приморье»: - Школьное насилие давно перешло все мыслимые границы: видео-ролики с избиением жертв выкладываются в Интернет - на потеху. В чем причина такого поведения подростков?

Досье:  
Илья Ульянов родился в Саратове. Врач, ученый, педагог, имеющий высшую врачебную квалификацию по специальности психотерапия с 1993 г. Активно внедряет в практику современные отечественные и зарубежные методы психологической и патопсихологической диагностики, лечения и профилактики пограничных нервно-психических расстройств. Ведет ежедневный прием в различных лечебных учреждениях Владивостока. Является автором более 160 научных работ, монографий, учебных пособий. Женат, воспитывает сына.  

И.У.: - Прежде всего, в семье. В последнее время в нашем обществе произошли определенные психологические изменения. Родители проводят в семье всё меньше времени, и их за это вряд ли можно винить. Многие вынуждены работать на двух - трех работах, и все это только для того, чтобы решить обычные бытовые проблемы - накормить семью, обуть, одеть. В этой ситуации и осуждать-то их особенно не за что. Но, к сожалению, в этой жизни за все есть своя расплата. В сутках 24 часа. Для работы можно из этих 24 изъять ночные часы и расплатиться своим здоровьем, но большинство предпочитают изымать время из общения внутри семьи. Но когда это продолжается не месяц и не два, а годами, расплата наступает жестокая.

«АиФ-Приморье»: - Но, кажется, дети не до конца осознают то, что они творят. Девочка, которая избила свою  ровесницу, даже не искала себе оправданий, она просто заявила нечто вроде того, что у нее «крышу сорвало»!

И.У.: - Недостаток общения виден даже в этой фразе. Она просто не смогла ничего лучшего сказать.

Поговорили и забыли

«АиФ-Приморье»: - Дети фиксируют собственные деяния на камеры мобильных телефонов и выкладывают видео в Интернет. Даже не соображая, что сами же предоставляют правоохранительным органам улики против себя?

   
   

И.У.: -  Да, вот так они общаются. Виртуально. Виртуальное общение - оно же начинается не только «благодаря» сокращению общения  внутри семьи, но и сокращения реального общения между подростками. Это приводит к тому, что пустоты заполняются суррогатными формами обмена информации. Хорошо быть в компьютере таким крутым, всех критиковать и безбоязненно высказывать мнение. А вот общаться с реальным человеком многие не готовы и не умеют. И если не умеют, то возникают сложности. Вместо того, чтобы учиться и преодолевать их (а мы учимся сегодня чему угодно, но только не общаться), получается, что мы заполняем равное общение суррогатом. Свою личную беспомощность компенсируем количеством (пятеро на одного) и агрессией (лучший способ защиты от своих неумений - нападение).

Психиатр Илья Ульянов

«АиФ-Приморье»: - Но почему отсутствует элементарный страх наказания?

И.У.: - Да просто потому, что в девяти случаях из десяти этого наказания не последует! Пожурят и найдут оправдания. Общество, в том числе и в лице правоохранительных органов, должно показать, что оно не приветствует такую модель поведения. Пока я этого не наблюдаю. В то же время законодательная база позволяет решать эти вопросы. Если мама не знает, чем занимается ее ребенок, а ее чадо тем временем регулярно поколачивает слабых и беззащитных, можно ставить вопрос о том, что мама не исполняет свои обязанности как мама.

«АиФ-Приморье»: - Считаете, что за это можно лишать родительских прав?

И.У.: - Нет, не обязательно. Для начала нужно настоять на том, чтобы она перестала строить коммунизм на трех работах и занялась, наконец, ребенком.

«АиФ-Приморье»: - Как этого добиться?

И.У.: - Есть же комиссии по делам несовершеннолетних.

«АиФ-Приморье»: - Вы же понимаете, что это утопия. Время, когда писали письма на производство, стыдили и, что самое главное, людям действительно становилось стыдно, давно прошло.

И.У.: - И жаль, что прошло. Раньше люди, идущие против устоев общества, считались изгоями. А сегодня значительная часть населения, а может быть, и не значительная, а просто активная в силу своей неуравновешенности, открыто высказывается в том смысле, что «Били, бьем и будем бить дальше!» Это ненормально. Здесь нужно наказывать, но для начала начать называть вещи своими именами. Физическое избиение человека - это не просто правонарушение, это преступление. И, более того, это преступление против личности! В мировой практике преступление против личности относится к наиболее тяжким деяниям. Пока мы все будем так к этому относиться - поговорили и забыли, безопасность наших детей на улицах тоже будет утопией.

Главное - проговаривать

«АиФ-Приморье»: - И все-таки, неконтролируемая агрессия - это психическое расстройство?

Цитата:

«Мамам следует перестать строить коммунизм на трех работах»

И.У.: - Агрессия - это форма защиты от тех, кто мешает разобраться в себе, и таких же подростков. Понимаете, показать себя хочется. Ярко и быстро. Но вот ходить в спортзал - это долго, трудно и мучительно. Учить язык - тоже. А вот ударить кого-нибудь - быстро и эффектно. Напасть шакальей стаей. Получить суррогатную радость. Для того чтобы получить радость истинную - от спортивной победы или знания языка - нужно потрудиться. И этому нас занятые родители или учителя не научили. А мелкую подделку под радость, суррогатную радость можно делать… по субботам за гаражами.

«АиФ-Приморье»: - Так что же делать?

И.У.: - Взрослым нужно эту тему проговаривать.

«АиФ-Приморье»: - Но как? «Нельзя, плохо, не делай!»? Для современных подростков эти методы воспитания явно устарели.

И.У.: - А эти методы никогда и не были современными. Мне кажется, с подростками нужно говорить так: «Я твой папа. И я не хочу  носить тебе передачи за решетку. Я люблю тебя, я хочу быть с тобой рядом, ходить на футбол, строить дом ездить отдыхать». Зачастую мы в семье говорим как? «Ты не должен! Ты не смеешь!». А это насилие. Психологическое. Если ребенка особенно в подростковом возрасте таким образом заставлять что-то делать, ответной реакцией будет противостояние. Явное или скрытое, но оно будет.

«АиФ-Приморье»: - Получается замкнутый круг.

И.У.: - Его можно разорвать. Самый простой пример. Даже самые успешные родители свою базовую радость формируют… на работе. Это их успехи, завершение трудного проекта, достижения, которыми они могут гордиться. Но приходя домой, что они  говорят ребенку? Зачастую: отстань, дай отдохнуть, я устал (устала). Так как же он научится получать свою радость, если мы не помогаем ему в этом? Не объясняем, что истинная радость не сиюминутна? Причем не в теории, а на своем примере? 

Специалист поможет

«АиФ-Приморье»: - Психиатры говорят, что наблюдается увеличение числа психических заболеваний у детей. Так ли это?

И.У.: - Я бы так не сказал. Психотические расстройства в нашей стране остались на том же уровне. Увеличение числа таких пациентов небольшое, и в нашем крае также. А вот невротические расстройства - да, с ними дела обстоят все хуже. По данным ВОЗ, к 2020 году эти заболевания с пятого места перейдут на второе, темп их прироста велик даже по сравнению с другими, не психиатрическими заболеваниями. Так что, друзья, лучше заниматься профилактикой.

«АиФ-Приморье»: - Как понять, что эти проблемы появились?

И.У.: - Специфических признаков, к сожалению, нет. Есть признаки косвенные: повышенная раздражительность, неприятие чужой точки зрения, агрессивное поведение внутри семьи, дискомфортное общение с родителями, которое длится не день и не два. Если подобным образом ребенок ведет себя два - три месяца, это уже повод обратиться к специалисту.

«АиФ-Приморье»: - Прямо вот так к специалисту?

И.У.: - Если вы не смогли справиться сами (а затянувшееся напряжение говорит о том, что не смогли), - только к специалисту. Понимаю, что обращение за внешней помощью всегда связано с некоторым смущением: вот все поймут, что у нас проблемы, и осудят. Но профессиональный психолог не будет ни от кого требовать совершенства, не будет искать виноватого. Он просто поможет. Пока не поздно.

Смотрите также: