Приморцы рассказали, чем их больше всего раздражают и пугают коллекторы

И свои, и чужие деньги любят счёт и аккуратность. © / Анна Миронова / АиФ

   
   

15 жалоб на действия коллекторов приняли с начала года специалисты недавно образованного отдела управления службы судебных приставов России. 

Согласно новому закону отныне за деятельностью юридических лиц, наделённых функциями взимания долга у нерадивых граждан, следят судебные приставы. Федеральный закон вступил в силу с начала 2017 г. и пока не имеет обширной правоприменительной практики. Однако именно он должен решить проблему выхода за рамки полномочий ряда коллекторов. Нарушения разного калибра - от оскорбления до угроз, причинения вреда имуществу и здоровью. Это может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность. Интернет пестрит статьями с фразами: «коллекторы угрожают», «коллекторы избили», «коллекторы подожгли» и даже «коллекторы убили». 

На что жалуетесь? 

Для начала - телефонные звонки круглые сутки. Чаще всего голос на том конце звучит автоматически, но бывают и живые собеседники, способные не столько напомнить о долге, сколько напугать, подавить, одурманить, ловко выуживая из вас как можно больше информации.  

- В основном жители Приморья жаловались на нарушения, связанные с превышением количества телефонных звонков, - подтверждает начальник отдела госреестра и контроля за деятельностью юридических лиц УФССП России по Приморскому краю Дмитрий СТЕПАНКОВ. - Другие причины - обработка персональных данных, психологическое давление, общение с родственниками, соседями и другими третьими лицами без согласия должника и самих граждан. 

Пять из указанных обращений направлены в другие регионы России по месту нахождения коллекторских агентств, пять признаны необоснованными, два отозваны заявителями, по трём проводятся проверки.

 Жалуются по краю единицы, возможно, проблема надуманная? 

   
   

- Большая часть коллекторских агентств работает в Центральной России, где и кипят страсти, - поясняет Дмитрий Степанков. - Коллеги делятся: в Санкт-Петербурге только на одну коллекторскую фирму поступило 400 жалоб. Вот это размах! Нарушителей законодательства привлекают к административной ответственности в соответствии со ст. 14.57 КоАП РФ. Она предусматривает наказание для физических и юридических лиц в виде штрафа в размере от пяти тысяч до двух миллионов рублей. У нас пока ни один коллектор не осуждён. Полиция разбирает случай, когда на местную женщину оформили кредит в городе, где она никогда не бывала. 

Теперь в законе от 03.07.2016 г. № 230-ФЗ все действия коллекторов строго оговорены - количество и периодичность звонков, личных встреч, сообщений на почту. Нельзя нарушать личную неприкосновенность, принуждать, обманывать, угрожать, вымогать. Казалось бы, живи и радуйся, должник. Вступай с коллектором в цивилизованные отношения! Он и пожалеет, и отсрочку даст, и большой долг разобьёт на маленькие доли. Не тут-то было! Народ предпочитает консультироваться с Интернетом, а «третьи лица», часто пенсионеры, не имеющие никакого отношения к долгу, забиваются в угол и дрожат от страха, отключая телефоны и другие средства связи. Впрочем находятся те, кто идёт с вымогателями на решительный бой. 

В связи не состою 

- В народе сложился образ коллектора как какого-то ужасного человека, преступника, - говорит адвокат Виталий БЕРЕГОВСКИЙ. - Взяли термин и окрасили его в мрачный цвет. Если деятельность по взысканию долгов находится в правовой плоскости, то она никому вреда не доставляет. Ведь долги нужно отдавать: кредит берут вовсе не для того, чтобы оставить его себе. Другое дело, если коллекторы закон нарушают. 

Пенсионеры из посёлка Посьет пожаловались в редакцию «АиФ-Приморье», что их систематически третируют звонками неизвестные. Сын живёт в другом городе, где, по сообщениям звонивших, он взял микрокредит. Голоса множились, выспрашивали адреса, пароли, явки, грозились: придём - опишем имущество. 

- Одно дело - звонят должнику, другое - его родственникам, а тем более знакомым, сослуживцам, - отвечает адвокат Береговский. - Не имеют права, если они не давали согласия на разглашение своих персональных данных. Это нарушение права на частную жизнь. 

Юристы советуют гражданам, неожиданно узнавшим, что они крайние и отвечают за должника, прежде всего, не нервничать. Надо выяснить, кто звонит. Если работник банка, нужно написать жалобу в центральный офис, если коллекторы - судебным приставам. Почему вы должны отвечать по телефону человеку-инкогнито? Где документы, доверенность? На каком основании они задают вопросы личного характера? Пожилых людей до сердечного приступа может довести автоматическое сообщение. 

- На мою свекровь «наезжали», обычно вместо людей говорит автомат, ответить не было никакой возможности, - делится юрист Совета ветеранов Владивостока Лариса ШАЛАЙ. - Тут важно знать, как правильно сказать. Спокойно и просто: «Связи с должником не имею, никаких обязательств не несу». 

Уйдите с миром 

Кто-то тихо сходит с ума, а самые отчаянные идут на таран. Рассказывали вполне правдоподобную историю, как бабушка в отместку коллектору начала травлю со своей стороны, доведя бедолагу до суицида. В Интернете советуют в ответ на почту коллектора каждую минуту высылать поздравление с каким-нибудь нелепым праздником, соболезновать по поводу болезни хомячка или обнародовать в соцсетях информацию, намекающую на его странные склонности или нетрадиционную ориентацию. 

- Правовая практика отсутствует, на первом этапе мы помогаем гражданам перевести закон с русского на юридический и наоборот, - комментирует юрист Кирилл КОВТУН. - Они же не только на мозги капают, но и угрожают здоровью, портят имущество. Им лишь бы дожать клиента, а там… В одном из городов России кинули в квартиру зажигалку, попав в детскую кроватку. Как правило, так действуют коллекторы, работающие с микрофинансовыми организациями. 

Выяснилось, что проверенные банки пытаются работать с профессионалами. Коллекторы от организаций, дающие микрокредиты под огромные проценты, чаще не церемонятся. 

- При этом не все конторы имеют лицензию, - отмечает Виталий Береговский. - Налицо незаконное предпринимательство, незаконная выдача кредита, проценты сумасшедшие. Есть судебная практика, когда эти проценты снижаются. Механизмы защиты от нечестных коллекторов существуют, просто нужно ими уметь пользоваться, не поддаваться психологическому давлению. 

- 15 раз звонков в день - это уже давление, которое в суде доказать практически невозможно, - говорит юрист Кирилл Ковтун. - Что делать? Вежливо отправлять коллекторов на все четыре стороны. Думаю, что количество обращений со временем будет расти. 

Мнения правозащитников разошлись. Одни видят в разросшейся коллекторской паутине угрозу для общества, другие говорят, что это преувеличение. Ну обольют краской дверь, соседям расскажут, какой вы жулик… Статистики уловок и нарушений сборщиков подати пока нет. Защити себя сам? 

Светлана СОКОЛОВА 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 

Клинический психолог, кандидат психологических наук Руслан КАДЫРОВ: 

- Пожилой человек, исходя из возрастных особенностей, достаточно тревожен, не всегда критичен, у него менее устойчивая эмоциональная регуляция. И даже такой стимул, как неоднократное телефонное напоминание о том, что вы или ваш ребёнок взяли кредит, будет вызывать стрессовую реакцию. Советую не брать непосильных кредитов, чтобы не иметь дела с коллекторами. Тяжело не обращать внимание на звонки. Для того чтобы спокойно реагировать, нужно заниматься саморегуляцией, прилагать усилия, работать над собой. Психологи советуют вести аудиозапись разговоров с коллекторами, привлекать независимых свидетелей. 

МНЕНИЕ ВЛАСТИ 

Депутат Заксобрания, зампредседателя комитета по региональной политике и законности Александр ЛОСЬ:

- Проблема актуальна. Мы все прекрасно знаем, что происходило до появления 230-го федерального закона, и как вели себя отдельные нечистые на руку коллекторы. Закон однозначно работает на защиту прав человека. С этой точки зрения всё правильно. С другой стороны, несмотря на то, что появились достаточно жёсткие ограничения деятельности коллекторов, находятся разные лазейки. Допустим, ограничили количество звонков, а они отправляют СМС с рекламой, а в конце текста - требование вернуть долг. Доработки законопроекта, несомненно, будут. 

КСТАТИ 

УФССП России по Приморью советует жителям края за защитой своих прав от оказания неоправданного давления со стороны коллекторов обращаться по адресу: Владивосток, ул. Светланская, 12 с соответствующим заявлением либо сообщить о противозаконных действиях по телефону доверия: (423) 241-21-65. 

АНЕКДОТ 

Когда Фёдору Емельяненко становится скучно, он берет микрокредит и дожидается коллекторов. 

Смотрите также: