В 2023 году товарооборот между Приморьем и КНР должен достичь 10 млрд долларов. Об этом заявил губернатор Приморья Олег Кожемяко по итогам межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству.
Принципиальное решение
Разворот России на Восток особо сказался на логистике. Перевалка грузов в Приморье увеличились в разы. При этом рост грузооборота на Дальнем Востоке способствует развитию российского бизнеса. Естественные конкурентные преимущества региона в текущих экономических реалиях содействуют увеличению товарных потоков между Россией с другими странами. За первое полугодие 2023 года перевозки в восточном направлении по железной дороге увеличились на 9,1%, что приравнивается к 134,2 млн тоннам, грузооборот по морю за такой же период вырос на 10%. Данные указаны в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Что привлекает и отталкивает бизнес везти товары через Дальний Восток? До 2022 года 80–85% грузов, поступающих из Китая в Россию, проходили через порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Новороссийска. Однако после блокировки транзита товаров через Турцию в мае текущего года более 55% грузов из Китая в Россию переориентировались на дальневосточные морские ворота и сухопутные погранпереходы. Ёмкость контейнерных линий за 10 месяцев 2023 года в порту Владивостока также увеличилась на 15%. По словам врио руководителя Федеральной таможенной службы Руслана Давыдова, за последние восемь месяцев около 765 тыс. контейнеров прошло через порты Дальнего Востока в обоих направлениях, что свидетельствует о росте количества грузов почти на четверть по сравнению с прошлым годом.
«Статистика подтверждает наши предположения о том, что до конца года мы увидим увеличение показателей по грузоперевозкам», – добавил эксперт.
Подобные факторы независимые эксперты рынка связывают с привлекательностью Дальнего Востока для бизнеса.
Сокращение сроков
«Регион играет ключевую роль не только в управлении потоками грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии, но и важен с точки зрения формирования маршрутов и вычисления себестоимости товаров на рынке России. Кроме того, в существующих условиях сроки перевозки грузов через данный регион значительно меньше, чем через южные и балтийские порты, включая Прибалтику или Темрюк», – отмечает эксперт по логистике Николай Лобанов.
Согласно данным Федеральной таможенной службы, позиция эксперта вполне обоснована: общий срок доставки грузов по железной дороге составляет в среднем 14 суток – вместо 45 суток, затрачиваемых службами доставки, чтобы довезти контейнер через Санкт-Петербург до центрального региона.
Об увеличивающемся спросе на доставку через Дальний Восток говорят и логисты. Даже крупные транспортные компании вкладывают дополнительные ресурсы в расширение инфраструктуры в регионе.
«В 2023 году количество ввоза контейнеров в порты ДФО выросло более чем на 30%, что, в свою очередь, спровоцировало высокую нагрузку на инфраструктуру и как следствие – проблемы при обработке данного грузопотока. Чтобы удовлетворить спрос и обеспечить логистику в самый удалённый город России на Дальнем Востоке, мы открыли новый терминал в Петропавловске-Камчатском площадью 1 тыс. кв. м», – отметили в пресс-службе «Деловых линий».
Дополнительные преимущества
Выбор городов для отправки грузов – не единственное преимущество логистики через ДФО. Речь идёт о способах доставки. И здесь каждый потребитель выбирает для себя лучший вариант. Способ перевозки зависит от конкретных обстоятельств и потребностей бизнеса. Например, автомобильная доставка сегодня пользуется спросом для малых грузов и небольшого расстояния, тогда как железнодорожная или морская транспортировка могут быть предпочтительным вариантом для более дальних направлений и габаритных перевозок. Последняя развивается опережающими прогнозы экспертов темпами.
Кроме того, для морской транспортировки оперативно были сформированы новые маршруты: в 2022 году для российских бизнесменов был открыт путь во Вьетнам, в этом – в Филиппины, Малайзию, Индонезию, а также в новые порты в КНР.
При этом больше всего от переориентации логистики на азиатский рынок, по словам экспертов, выиграли Благовещенск, Владивосток, Хабаровск, Артём, Находка и другие портовые и промышленные центры Дальневосточного федерального округа (ДФО). Эти города имеют стратегическое положение и развитую инфраструктуру, что сделало их привлекательными для логистических операций.
Сложности логистики
Однако, несмотря на улучшение логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке, эксперты настаивают на продолжении инвестиций в регион. Огромные расстояния между населёнными пунктами, сложная топография, удалённость от центра, разница в часовых поясах, отсутствие наземных маршрутов в ряд городов (Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский), наличие сезонности по некоторым направлениям (Якутск), суровые климатические условия, отсутствие развитой инфраструктуры и недостаток транспортных маршрутов – далеко не все сложности, с которыми сталкиваются логисты, чтобы расширить географию доставки и ускорить отправление груза по данному направлению. Для предпринимателей, желающих инвестировать в экономику ДФО, доставка на Дальний Восток тоже не лишена проблем. Для того чтобы товар достиг адресата, бизнесу в 2023 году приходится справляться не только с высокой стоимостью грузоперевозки, но и с ограниченными транспортными маршрутами, сложностями с таможенным оформлением и нехваткой складских помещений.
Транспортные компании, со своей стороны, постоянно оптимизируют маршруты и внедряют новые технологии. Среди таковых эксперты называют системы отслеживания грузов, API-интеграцию, оптимизацию маршрутов и другие подходы, которые используются по всей стране.
Развитие логистики на Дальнем Востоке стало катализатором как экономического роста региона, так и всей страны. Благодаря инвестициям в инфраструктуру, торговым инициативам, технологическим достижениям субъект стал крупным логистическим центром России и продолжает играть важнейшую роль для отечественных предпринимателей.