Рубить нельзя, но можно. Уничтожение липы ограничит новый лесной план?

Мёд и продукты пчеловодства на ярмарках края хорошо раскупаются. © / Татьяна Иванова / АиФ

Налицо нарушение норм в пять раз, и это признается всеми официальными органами. По словам представителей Союза пчеловодов региона, беспощадно уничтожают ценный медонос в Красноармейском, Спасском, Чугуевском, Яковлевском, Партизанском районах. Не первый год авторитетные общественники, правозащитники, учёные, требуют моратория на заготовку дальневосточной липы. Бьёт в набат Всемирный фонд дикой природы России: активная вырубка медоноса приводит к катастрофическим последствиям. Разрушается экосистема тайги, погибнет и пчеловодство как прибыльная отрасль Приморья. Пока инициатива не находит поддержки на федеральном уровне. Лишь одна обнадёживающая весть - губернатор Олег Кожемяко утвердил согласованный с Рослесхозом новый лесной план Приморского края. Документ запрещает в «зонах покоя» вести промышленную заготовку липы.

   
   

Воз и ныне там

Казалось, от благих намерений до благих дел рукой подать. В 2016 году губернаторы четырёх регионов обратились в Минприроды РФ с предложением внести липу в перечень пород, заготовка древесины которых не допускается. Экс-губернатор Владимир Миклушевский заявлял, что вопрос о запрете вырубки трёх видов лип решится в ближайшее время. Воз и ныне там. Липу рубят в усиленном темпе, невзирая на близость сёл, пасек. Наконец, принят новый лесной план Приморья, ограничивающий варварское расхищение медоноса.

- И это лишь временная мера, - считает председатель Союза пчеловодов Приморья Равиль Еникеев. - Необходимо добиваться полного запрета на вырубку. Подчеркну, проблема характерна не только для нашего региона, липу уничтожают в Башкирии, Кировской области, на всём Дальнем Востоке. Мы стараемся идти по пути диалога и сотрудничества с федеральной властью. Но инициатива игнорируется на уровне Минприроды. Как мне смотреть в глаза пчеловодам, и что ответить на вопрос: почему снова рубят?

- С 2007 по 2018 годы лесозаготовители вырезали всю липу вокруг сёл Вострецово, Крутой Яр, Рощино, Новопокровка - на пять километров во все стороны, - возмущается председатель общества пчеловодов Красноармейского района Дмитрий Кучеров. - Вырубили под корень ресурс для развития пчеловодства. Посягают на оставшиеся островки, в долине рек, вблизи пасек.

Согласно лесоустроительной инструкции, не положено рубить липу в трёхкилометровой зоне от пасек. Закон не работает, так как пасеки передвижные, каждый сезон пчеловоды выезжают на кочевку, там, где ещё не загублен медонос. Как в плохом детективе, лесопромышленники следуют за ними по пятам.

- Они говорят - мы развиваем экономику! - продолжает Дмитрий Кучеров. - Ни одного дома не построено для жителей сёл, ни одного рабочего места не создано. Глухомань, полная безнадега! Они лес в Китай гонят, а мы словно люди второго сорта. В лесу в радиусе на 30 километров не осталось ни одного дуба, ясеня, кедра. Приканчивают липу. Усохли реки и озера, тайге нанесён неисправимый урон.

Пчеловоды уверены, что для Приморского края мёд должен стать таким же брендом, как вина для Франции, сыр для Голландии, сухофрукты для Киргизии. Несбыточные мечты?

   
   

- Лесной план, по которому частично запрещено рубить липу - первый шаг к глобальному запрещению на вырубку, - считает председатель общества пчеловодов «Возрождение» Анучинского района Андрей Янчук. - Мы отработали те кварталы, где липу необходимо сохранить для развития пчеловодства. То, что эти зоны включили в лесной план, даёт большую надежду. В Анучинском районе с нового года ситуация с вырубкой относительно благополучная. Находим общий язык с арсеньевским лесничеством, арендаторами земли.

И всё-таки, несмотря на оптимизм, пчеловоды полагают, что липа должна быть внесена в список запрещенных к вырубке деревьев. А то получается, где-то можно рубить, а где-то нельзя.

- Нужен жёсткий контроль, человеческая сознательность, а с этим у нас большие проблемы, - добавляет Андрей Янчук. - Если китайцы предлагают за липу огромные деньги, то её будут потихоньку пилить. Необходим принципиальный запрет, контроль ФСБ, природоохранной прокуратуры.

Пчёлы нужны как воздух

Не прекращаются споры о дальнейших путях развития приморского пчеловодства. Депутаты Заксобрания призывают индивидуальных предпринимателей объединяться в кооперативы, памятуя о единой промышленной системе пчеловодства, которая процветала в СССР. Но возможно ли лёгкое возвращение в зажиточные времена пчелосовхозов? Есть ли в этом необходимость?

- Эта отрасль в данных условиях предполагает индивидуальный, семейный подход, - выразил мнение Равиль Еникеев. - В отсутствии господдержки, которая была в Советском Союзе, кооперация не выживет.

- Раньше при пчелосовхозах работали зоотехническая, ветеринарная служба, чего не хватает сейчас, - делится Андрей Янчук. - Производство мёда по-научному включает и профилактику болезней пчёл, технологию получения мёда. Современный пчеловод - частник, как он с соседом поговорил, что в интернете вычитал, так и делает. Контролировать каждую пасеку невозможно. Для крупных ферм, где количества пчелосемей измеряется тысячами, необходимо создавать административные условия. Можно брать пример с бывших союзных республик, западной России, Украины, где многие заняты в пчеловодстве. Убедить власть, что большое пчелиное производство принесёт прибыль в экономику края. Проще будет работать с Японией, Китаем, которые готовы брать наш мед, но предъявляют жёсткие требования по его качеству.

- Не единой технологии производства меда, - поддерживает коллегу Дмитрий Кучеров. - Мед незрелый, ветеринарное обслуживание пасек хромает, плохо организовано хранение.  Как объединить людей? Должна быть заинтересованность свыше. Известно, что в Казахстане сады во время цветения полностью закрывают сеткой. Им пчёлы нужны как воздух, урожайность плодоносов поднимается в разы.

Нужно начинать с нуля

Как рассказала глава потребительского кооператива народных промыслов «Дары Велеса» Пожарского района Арина Севостьянова сбыт мёда - тема болезненная. Промышленное пчеловодство погубили в лихие 90-е. Сегодня нужно начинать с нуля.

- Если государство не повернется лицом к этой отрасли, она умрёт, - подытожила кооператор. - Так, в этом году с китайской стороны ужесточились требования к качеству меда. Ближайшая лаборатория в России в Перми, и всё это стоит бешеных денег. При этом запрещено проводить анализы в Китае. Тупик!

Нужно приложить усилия, чтобы  развить в Приморье пчеловодства. Не просто тупо вырубать лес. Учёные доказывают - период медоноса липы - от 100 до 115 лет. У нас и так пустыня вокруг сёл. Мужики выходят из леса - плачут!

- Важнейшим этапом в развитии нашего общества становится осознание того, что его будущее зависит не от наличия нескольких крупных компаний, которым принадлежит лес и его ресурсы, и они распоряжаются ими по своему усмотрению, но и от вовлеченности большого количества граждан в устойчивое использование лесов, - считает ведущий координатор проектов отдела по устойчивому лесопользованию Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы России Евгений Лепешкин. - Пчеловодство как раз такой вид использования, где на примере того же Приморья доход от отрасли получают тысячи сельских жителей, а результатом их деятельности пользуются сотни тысяч. От уничтожения липовых лесов страдает не только бюджетная система государства, но и простые граждане. К сожалению, пока информация от пчеловодов с мест говорит об ухудшении ситуации.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Старший научный сотрудник сектора лесных экосистем ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН Ольга Ухваткина:

- Ситуация не поменялась, несмотря на большие надежды. Липу рубили, рубят и будут рубить, пока все не вырубят. Неужели нельзя учесть горького урока с уничтожением кедра? Запретили рубить только тогда, когда оценили масштабы трагедии. Если мы воспринимаем липу как ресурс в краткосрочной перспективе, то её окончательно уничтожат заготовители древесины. А если просчитать экономическую выгоду на длительные сроки - нужно сохранить медонос пчеловодам. Мы выживаем вместо того, чтобы строить светлое будущее. Отсутствует разумное ведение лесного хозяйства.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Директор департамента лесного хозяйства Валентин Карпенко:

- Лесной план согласован Рослесхозом 24 апреля. Документом ограничена рубка липы на площади 1,2 миллиона гектаров, что составляет более 10% лесного фонда Приморского края. Теперь арендаторы лесных участков не смогут в обозначенных «зонах покоя» вести промышленную заготовку липы. Сейчас будем следить за ситуацией, собирать конструктивные предложения от пчеловодов, чтобы по возможности расширить «зоны покоя».

КСТАТИ

Лесной план предусматривает запрет вырубку липы в 11 лесничествах: Арсеньевском; Владивостокском; Верхне-Перевальнинском; Дальнереченском; Кавалеровском; Рощинском; Сергеевском; Спасском; Тернейском; Уссурийском; Чугуевском.

ЦИФРЫ

В 2018 году в Приморье собрано около 6 тысяч тонн мёда, это больше уровня 2017 года на 300 тонн. Рост связан с увеличением количества пчеловодов, сейчас этой отраслью занимаются порядка 7 тысяч человек.

Смотрите также: