За закрытой дверью. Что стоит за травлей и буллингом в школах?

Школьный буллинг – странная вещь, она вроде бы есть, но все о ней молчат. © / pixabay.com / pixabay.com

По статистике, каждый второй ребёнок был либо агрессором, либо жертвой издевательств в школе. Раньше мальчики дёргали девочек за косички, а те в свою очередь обзывали парней дурачками – взрослые считали, что дети и подростки так выражают свою симпатию.

   
   

Но когда наступила точка невозврата, что обычные задирания среди детей переросли в ожесточённые драки, ментальное и физическое насилие?

О том, что такое буллинг, как он проявляется, как может помочь взрослый, что делать в ситуациях, когда Булли пришёл в ваш дом, в разговоре со школьным психологом Валерией Шабловской.

Палачи и жертвы

Елизавета Перешиткина, vl.aif.ru: Валерия, давайте начнём с самых низов и дадим психологическое и бытовое определение слова «буллинг».

Валерия Шабловская: Буллинг – вид агрессии, когда некто или определённая группа начинает негативно воздействовать на одного человека. В быту это можно назвать открытой травлей.

Здесь стоит помнить, что есть и понятие «моббинг». Он, кстати, тоже процветает среди подростков, но по своей организации немного отличается. Чтобы не запутаться в двух понятиях, проще привести показательный пример.

У нас есть класс детей. Если небольшая группа (3–4 человека) начинает травить одного человека, то это буллинг. А вот если весь класс идёт против одного, то это уже моббинг.

   
   

– Кто такой Булли?

– Булли – жертва буллинга. Это те дети, которые становятся «мальчиками для битья». Стоит отметить, что это не случайный выбор. В этот список попадают дети с какими-то особенностями в развитии. Например, это могут быть физические недостатки, но чаще всего это недостатки интеллектуальные, которые проявляются в школе, например, сложности во владении чтением. Дети быстро подмечают, что ребёнок в чём-то не успевает. Кроме того, это дети домашние, с плохими социальными навыками.

Картина такова, что предметом для насмешек может быть любой. Здесь важна реакция ребёнка – отсутствие коппинга, то есть умение справиться с этой ситуацией.

– А буллер тогда кто?

– Многие думаю, что это по большей части дети из неблагополучных семей. Думают, что ребёнок усваивает модель обучения в семье, где много конфликтов, и в результате он выплёскивает агрессию по отношению к безответной жертве, но это нетипичный вариант.

Чаще всего всё происходит наоборот. Буллером является достаточно активный ребёнок, он хочет быть лидером в детском коллективе или он внутренне злой и ищет безответную жертву, чтобы доминировать над ней.

Всех буллеров объединяет одна черта – они безжалостны по отношению к своим жертвам.

Обет молчания

– Почему дети не рассказывают взрослым, что над ними издеваются их одноклассники?

– Подростки боятся. Они не считают, что взрослые смогут их защитить, а будут лишь давить и усугублять происходящую ситуацию.

– Это как?

– И булли и буллеры формируются в семьях. Например, буллер может вырасти в семье, в которой наблюдается непоследовательность в воспитании, то есть сегодня родитель что-то разрешает ребёнку, а завтра то же самое запрещает. Также ребёнок растёт в условиях тотального контроля. Ещё буллеры выходят из семей, в которых родители делят мир на «своих» и «не своих» – по итогу дети глубоко уверены в своём праве обижать, доминировать и не испытывают к своей жертве никаких чувств, потому что она для него является «чужаком».

Основная модель поведения ребёнка закладывается в семье, значит первоисточник бед стоит искать там.

Что касается влияния школы и семьи на жертву, то здесь чаще всего родители в детском возрасте страдали от аналогичного насилия и не могли эффективно решить в своём детстве подобную ситуацию, а могут лишь наблюдать, что подобное происходит с их ребёнком, но никак не помогать.

– Мне ребёнок ничего не рассказывает. Я могу по каким-то признакам определить, что его травят?

– Далеко не всегда дети рассказывают, что с ними происходит. Но есть реальные признаки, по которым родители могут распознать буллинг:

1. Ребёнок часто жалуется, что у него болит голова и живот, так он может избегать очередного похода в школу или это может быть признаком стресса из-за травли, которую он переживает в школе.

2. У ребёнка ухудшилась успеваемость. Постоянные нападки одноклассников влияют на концентрацию и желание учиться.

3. У ребёнка ухудшается сон и аппетит. Травля – это огромный стресс для ребёнка, он может перерасти в депрессию и другие психические расстройства.

4. Ребёнок стал замкнутым и подавленным.

Теряет вещи, на теле появляются необъяснимые синяки. Если ребёнок не может объяснить, что произошло, то это может означать, что в школе его бьют и отбирают вещи.

Как объяснить ребёнку

– Нужно ли родителям, чьих ребёнка травят, идти напрямую к родителям агрессора?

– Только в том случае, если это просто травля без каких-либо последствий, и когда нет телесных повреждений у ребёнка.

Если же дело со слов перешло в физические действия, то стоит обратиться к классному руководителю, либо к школьному психологу. В хорошем педагогическом коллективе решение подобных проблем не откладывают в дальний ящик. Как поступает тревожный сигнал, педагоги сразу же реагируют на него.

Администрация школы собирает специальный совет, по окончании которого должен быть готов чёткий план действий. Его перехватывает школьный психолог и ведётся работу как с агрессором, так и с жертвой.

Тоже не стоит забывать, что работать нужно не только с детьми, но и с родителями обеих сторон. Ведь основная модель поведения ребёнка строится в семье, значит первоисточником происходящего является семья.

Если не начать семейную терапию, то и индивидуальная терапия с ребёнком в 60-70% не сработает, ведь каждый день он будет находиться в деструктивном обществе.

– А если администрация школы никак не реагирует?

– Необходимо достаточно уверенно требовать защиты прав ребёнка. Обращаться в ведомства, стоящие выше школы. Но ни в коем случае нельзя переводить ребёнка в другую школу, потому что ситуация не завершится, ребёнок будет ощущать «незавершённость». Можно напрямую обращаться в аппарат уполномоченного по правам ребёнка.

– Что делать ребёнку, который подвергся буллингу?

– Взрослый должен научить его с этим справляться. Если по отношению к ребёнку применяется лишь словесное насилие, то можно отвечать обидчику, например, в стихотворной форме: «Кто сам обзывается, тот сам так и называется». В этом случае ребёнок ставит невидимый барьер.

Если у нас ситуация сложной формы (моральное или физическое насилие), очень важно, чтобы ребёнок не замалчивал о происходящем и было достаточное доверие с родителями, потому что с самого начала травли смотрят, как их жертва реагирует на выпадки. Если реакция мягкая, то буллер начинать усиливать своё влияние.

Ребёнок всегда должен предупреждать своего обидчика: «Если ты продолжишь, то я …».

Не забывайте всегда разговаривать со своими детьми. Разговор – важная часть коммуникации между людьми, в ней скрыты самые сокровенные тайны.

ВАЖНО!

В любой ситуации ребёнок должен знать, что может получить поддержку от взрослого.

■ В Приморье работают «горячие телефонные линии», куда за помощью могут обратиться дети и их родители. Здесь проконсультируют, как быть, если вы столкнулись с травлей.

■ Экстренная психологическая помощь. Круглосуточно: 8 (423) 238-86-52.

■ Телефон горячей линии «Подросток»: 8 (423) 260-44-12.

■ Единый всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122.

■ Кроме того, можно обратиться в аппарат уполномоченного по защите прав ребёнка в Приморском крае: 8(423)240-07-91; 243-32-81.

ДОСЬЕ

Валерия Шабловская

■ Педагог-психолог в МБОУ СОШ №62 города Владивостока.

■ Окончила Дальневосточный федеральный университет.

■ С 2020 года ведёт терапию с трудными подростками, активно занимается углублённым изучением межличностной коммуникации подростков в контексте феномена «буллинг».

■ Сотрудничает со специалистами МКУ «Молодёжный ресурсный центр».