Несмотря на невыгодный курс доллара, импорт машин из Японии бьёт все рекорды. Тем временем появились сообщения, что Страна Восходящего солнца может запретить экспорт в Россию автомобилей, также известно о повышениях ставок утилизационного сбора. Но стоит ли сейчас пытаться заскочить в «последний вагон», влезать в кредиты, чтобы привезти машину из-за границы? В этом разбирались журналисты vl.aif.ru
Подорожает, но не для всех
Ставки утилизационного сбора, как разъяснили в Минпромторге, будут проиндексированы в 1,7 — 3,7 раза на легковые автомобили, в 2,5 — 3,4 раза на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза на грузовые автомобили. Утильсбор на автобусы увеличится в среднем в 2,2 — 4,8 раза, на электробусы — в 8,7 раза.
«Всё подорожает!» — немедленно зазвучало в обсуждениях. Это правда, но не вся. Министерство сразу разъяснило, что повышение расценок не коснется граждан, ввозящих из-за границы автомобили с объемом двигателя до 3-х литров для личного пользования. Для них продолжает действовать механизм уплаты утильсбора по льготному тарифу — 3,4 тысячи рублей за новые автомобили до 3-х лет и 5,2 тысячи рублей за автомобили старше 3-х лет.
Новые ставки коснутся только второй и последующих купленных машин. Перепродавцов — тоже коснутся. Юридические лица, а также физлица, ввозящие более одной машины в год, будут обязаны платить утилизационный сбор. За малолитражки с объемом двигателя менее 1 литра — 81,2 тысяч рублей вместо 48,2 тысяч, далее — по мере роста объёма движка — всё больше и больше, вплоть до 1,2 млн рублей вместо 445 тысяч за двигатель объёмом 3,5 литра.
«Это ударит именно по сфере автопрома Приморского края, оборот которого на 60% состоит не в приобретении машин для личного использования, а именно на продажу. То есть продаётся машина меньше, чем за год и за каждую следующую придётся платить по новой ставке, а юрлицам — по очень большой. Теперь с новыми ставками утилизационного сбора машины для дилеров станут дороже, — рассказал основатель компании-автодилера ООО „Хочу авто“ Сунат Бахронов. — Мы ожидаем спада продаж и сокращения активности на рынке».
Утилизация через разборку
Утилизация автомобиля — благое дело в плане охраны окружающей среды. В худшем случае его просто бросают на обочине догнивать. В лучшем — сдают на разборку. Ведь утилизировать его просто негде. В Приморском крае специализированных пунктов утилизации нет.
«Машина содержит самые разные материалы: стекло, цветной металл, кузов, узлы, но главное — жидкости — ГСМ, аккумуляторную и другие. Это материалы разных категорий опасности. Для их утилизации необходимо специальное оборудование и соответствующие площади и лицензии, — рассказал представитель компании „Гефест ДВ“ Александр Шеремет. — Позволить себе иметь комплект оборудования стоимостью в десятки миллионов рублей не может практически никто».
Традиционный для Приморского края способ утилизации — снять машину с учёта по всем правилам ГИБДД и сдать её на разборку, где годные к эксплуатации запчасти пойдут на продажу, как б/у, а остальное — главным образом кузов — сдадут в металлолом. Куда деваются отработанные масла и кислоты, не знает достоверно никто.
Где брать запчасти на «гибриды»?
«Да я не знаю за что эти сборы. Две предыдущие машины я продал. Ездят они или нет, а может быть гниют в овраге, не знаю, но деньги заплачены, — рассказал водитель такси Михаил Киреев. — Сейчас этот сбор ни за что повысят, значит, покупать новые станет дороже. Значит, хозяин «конюшни», в которой арендуют машины многие таксисты, или повысит аренду, или будем кататься на старье«.
Какое-то время, прикидывают таксисты, можно продержаться на «канибаллизации» старых машин, разбирая их на запчасти, благо, на рынке тех же «Приусов» довольно много. А потом — пересаживаться на что-то другое.
«Китай способен заместить рынок привычных нам гибридных автомобилей своими марками, хотя в среднем они будут несколько дороже: новая будет стоить от 3 миллионов рублей, — объяснил руководитель Владивостокского филиала ООО „Автоимпорт“ Максим Петров. — Во-первых потому, что покупать придётся не бу автомобили, во-вторых, потому что левый руль стоит выше за счёт меньшего спроса на леворульные авто в мире».
«Вопрос подъёма расценок на проезд — сложный. С одной стороны, водителям тоже надо отрабатывать аренду машин. Сегодня это 2200–2500 рублей в день. С другой стороны — цены уже не совсем устраивают клиентов. Люди всё чаще отменяют заказы, увидев в приложении стоимость проезда, обращаются в другие компании, — задумывается водитель такси Андрей Ивлев. — Психологический барьер всё-таки существует».
Японцы передумали?
В середине июля авторитетная японская газета «Иомиури» сообщила о том, что правительство Японии намерено ввести очередные санкции против России. По версии издания, соседняя страна намеревалась запретить экспорт дизельных и бензиновых легковых автомобилей, включая подержанные, с объемом двигателя более 1,9 литра, а также всех гибридных автомобилей и электромобилей.
«Для самой Японии вопрос сбыта подержанных машин станет критичным и, вероятно, сначала они трижды подумают. В любом случае, профессионалы не видят ничего страшного, — рассказал Сунат Бахронов. — С учётом высокого уровня адаптации к изменениям на рынке наши продавцы автомобилей готовы к этим запретам. Они нашли возможности покупать в Китае, Южной Корее и в других странах. Даже стартапы в этой сфере уже стараются не ориентироваться только на Японию»
«Многие компании, которые работают на японских аукционах, сегодня приостановили свою активность, много машин стоят не проданными. Вероятно, специалисты ждут дальнейшего развития событий, — отметил руководитель Владивостокского филиала ООО „Автоимпорт“ Максим Петров. — Многие, как мы, активных действий не предпринимают в ожидании конкретных решений. Если запрет введут, мы компенсируем потерю японского направления за счёт китайского, корейского или даже арабских Эмиратов».
Покупать машину в Японии прямо сейчас не стоит ещё и потому, что неизвестно, когда её доставят во Владивосток. Все места на перевозящих из Японии машины судах выкуплены чуть ли не на два месяца вперёд. А каким будет курс доллара в октябре, а именно в валюте идёт расчёт таможенных платежей, не берётся предсказать никто. Может случиться, что таможенная пошлина — а она уплачивается на дату ввоза машины в страну — в пересчёте на рубли будет превышать сумму, которую вы за неё отдадите в Японии. Специалисты рынка предлагают не поддаваться паническим настроениям, а взять паузу.
Тем более, что генеральный секретарь кабинета министров Хирокадзу Мацуно уже опроверг прозвучавшую в прессе информацию о предстоящем запрете экспорта машин. По его словам, Япония «не конкретизировала содержание дополнительных санкций в отношении России», но меры с оглядкой на США и страны Европы, тем не менее, прорабатывает.