Госдума приняла в первом чтении законопроект с требованием об обязательном страховании гражданской ответственности юридических лиц и предпринимателей, предоставляющих услуги такси.
Депутаты считают, что за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу перевозимых пассажиров должна быть установлена обязательная ответственность перевозчика. «АиФ-Приморье» неоднократно писал о недостатках системы сетевого такси. Диспетчеры, посредники, организаторы поездок не знают водителей в лицо, не ведают, в каком состоянии он пребывает, адекватен ли вообще.
Удобно, но опасно
Как отметил думец Евгений Москвичев, в случае ДТП, которое повлечёт вред для здоровья или жизни пассажира, у его родственников будет возможность получить компенсацию размером до 2 млн руб.
Ко второму чтению предлагают поправки, максимально учитывающие права пассажира и защищающие его безопасность. Сейчас никто не занимается доходной частью, режимом труда и отдыха водителей легкового такси.
- Я часто пользуюсь услугами сетевых такси, удобно за небольшие деньги проехать от центра к Чуркину, от Чуркина к Тихой и так далее, - комментирует автомобилист с 30-леним стажем Александр Юртаев. - Качество обслуживания улучшилось, водители культурными стали, всё меньше автомобилей-развалюх. Другая сторона медали: несёт ли ответственность сетевое такси за происходящие ДТП? По факту этого не происходит, поэтому и принимается закон. Чтобы видеть воочию и самого водителя, и его состояние, это связано с безопасностью дорожного движения. Если человек пострадал, пусть фирма икс ответит деньгами. Пассажиры должны быть защищены законом.
Ау, работодатель!
- Насколько мне известно, сетевые таксомоторные компании представляют собой офисы, не уверена, что у них есть расчётный счет, - высказывается юрист Татьяна Погорелова. - Являются ли они работодателями? Лицами, с которыми заключен трудовой договор? Если водители работают по агентскому договору, вряд ли компанию можно привлечь к ответственности. Фирмы организовывают поездки по принципу свахи. Тогда ничего не получится взыскать. Нужно разбираться: какие трудовые отношения были между водителями и фирмой, кому принадлежало такси.
На рынке края подавляющее большинство - сетевые такси. Отдельные частные компании, у которых водители были на виду и без медкомиссии не допускались к вождению - закрылись или переориентировались на другой бизнес. Работать на безопасность невыгодно.
- Водители сегодня - те же «бомбилы», как и в прошлые годы, - делится таксист со стажем Сергей Семёнов, - К примеру, женщина взяла у мужа автомобиль, поехала подзаработать. Или дедушка едет на вызов в состоянии на грани инфаркта. Понятно, что пенсионерам сейчас без работы нельзя, но разве диспетчеры пекутся о здоровье пожилого водителя? На трассах полно таксистов-дилетантов, которые в упор не видят дорожные знаки.
Тревожно, когда в ДТП фигурируют дети. Как показало профилактическое мероприятие ГИБДД, закон о перевозке несовершеннолетних таксистами игнорируется, за один день остановлено 245 нарушителей.
По словам психотерапевта Юрия Панасенко, особую опасность представляют наркозависимые таксисты. Они реально существуют. Съездил, заработал на дозу, укололся. Деньги на «дурь» закончились - снова поехал. Причем, экспресс тесты на алкогольное опьянения показывают, что водитель трезв.
Главный вопрос: будет ли закон действенным, если как такового работодателя в таксомоторной фирме нет? Если диспетчер лишь нажимает кнопки и отправляет такси в ту или иную часть города? Если что-то менять в законе, то начинать с трудовых отношений. А что взять с посредника?
ЦИФРЫ
За 9 месяцев 2018 г. в Приморье произошло 75 ДТП с участием такси, в которых погибли 2 человека, 101 пассажир получил травмы.