Примерное время чтения: 9 минут
205

Больше делать, чем потреблять

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Приморье № 35 26/08/2020
Взгляды зрителей были прикованы к рукодельному перформансу.
Взгляды зрителей были прикованы к рукодельному перформансу. / Фото Евгения Короткова. / АиФ

Современные женщины Приморья не на шутку увлечены ткачеством

В ПРИМОРСКОЙ СТОЛИЦЕ 29 АВГУСТА ВО ВТОРОЙ РАЗ ПРОЙДЁТ КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА». ОН ПРИЗВАН ПОКАЗАТЬ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ ВСЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРИМОРСКОГО HAND-MADE. МНОГИЕ ВИДЫ РУКОДЕЛИЯ ДОШЛИ ДО НАС ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ. ФЕСТИВАЛЬ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ МАСТЕРАМ ОТКРЫТО ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ, А ЗРИТЕЛЯМ – УВИДЕТЬ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ, КАК СОЗДАЮТСЯ МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ ШЕДЕВРЫ. ОРГАНИЗАТОРЫ МЕРОПРИЯТИЯ – ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА.

Фестиваль выявил лидеров – неординарных людей, для которых в ручной работе заключён глубокий жизненный смысл. Одна из победительниц фестиваля в направлении «ткачество» Анна Корнеева приоткрыла секреты своей уникальности.

 

Не только биться на мечах

 – Анна, откуда растут корни вашего увлечения?

– Я много лет занимаюсь исторической реконструкцией, а ткачество – одно из направлений, в один прекрасный момент у меня возникла в нём потребность. Как известно, историческая реконструкция – процесс воссоздания материальной или духовной культуры определённой эпохи и региона, в моём случае – средневековой Руси и Европы. Это всеобъемлющее хобби, где соединились знание истории, декоративно-прикладного искусства, фольклорных мотивов.

Так случилось, что, обучаясь в Хабаровске на юриста, я прочитала статью о клубе ИС «Рось» (Рось – один из вариантов названия Древней Руси, а ещё это река в Новгородской области), искала ребят, которые эти делом занимаются. В институте познакомилась с девушкой из клуба, куда она меня вскоре привела. Я сразу окунулась с головой в пучину деятельности организации – хотелось и на лошадях ездить, и на мечах биться.

– Разве женское это дело?

– В историческом фехтовании девушки скорее исключение из правил. Необходима основательная физическая подготовка, и это не просто фитнес, а целенаправленные тренировки – нужно уметь наносить и отражать удары, быть в спарринге в полном обмундировании: латы весят 20 килограммов, меч или сабля – до килограмма, но если помахать оружием с минуту – тяжесть ощущается. Как и в любом контактном виде спорта, не исключены травмы. В юности это было интересно, экстремально и весело.

– Но и переехав в Уссурийск, вы продолжаете заниматься реконструкцией, хотя и не в таком радикальном ключе?

– В городе работает уникальный клуб военно-исторической реконструкции Scara Regis, его руководитель – Дмитрий Рыбель, по совместительству преподаватель в вузе. Главная цель – не биться на мечах, а изучать историю через призму материальной культуры. По принципу «узнай и попробуй на себе». К примеру, каково это – шить и носить средневековую одежду или обувь, как готовить в спартанских условиях и так далее.

– Анна, а для чего современному человеку необходимо возвращаться в прошлое?

– В прошлом я отлично отдыхаю душой, и ещё это метод познания. Одно дело прочитать об историческом сюжете в книге, другое – что-то создать и посмотреть в реальности, работает или нет. Зачастую авторы учебников истории – люди кабинетные, друг у друга факты переписывают, в итоге отходят от правды жизни. А у меня есть возможность через ручной труд докопаться до истины. Спрясть, выткать – ценное умение творить руками.

– Средневековье у обывателей ассоциируется со временем дикости и жестокости. А каково ваше восприятие эпохи?

–Откровенно говоря, никто из реконструкторов не хочет попасть в те времена, по сравнению с современным миром там было гораздо сложнее – от человека требовалось гораздо больше отдачи, чем сейчас. С другой стороны, многое было понятнее – если ты занимал определённую нишу, умел что-то делать – была уверенность в хлебе насущном. Базовые моменты не меняются – женщины всегда отвечали за быт, домашний очаг.

Награда за сказочный лес

– Ткачество возникло ещё в древности. Почему оно так заинтересовало зрителей краевого фестиваля «Грани творчества»?

– Сегодня это называется длинным рукоделием. Мы можем пойти в магазин, купить себе шарф. А можем купить нитки и этот шарф связать, или купить шерсть и спрясть нитки, или шерсть овечки покрасить, спрясть нитки, связать или соткать шарф. Круто, когда все этапы обработки проходишь самостоятельно. Сейчас, когда переизбыток производства, люди стремятся к вещам, которые имеют историю, судьбу.

Первые пояса для исторических костюмов вятичей я соткала лет 12 назад. Потом были образцы одежды Владимиро-Суздальского княжества XII века, Новгорода и Англии XI века. Так и прикипела. Признаюсь, у меня дома стоит совершенно обыкновенный ткацкий станок, в котором масса недостатков!

Средневековый кафтан требует кропотливой работы.
Средневековый кафтан требует кропотливой работы.

– Как вы попали на фестиваль декоративно-прикладного искусства «Грани творчества»?

– Очень просто: узнала об этом, зарегистрировалась, отправила свои работы и прошла. Я представляю современное ручное ткачество, приближенное к японскому стилю SAORI, когда в одном изделии используется несколько разных техник, берутся яркие нитки, всё это переплетается в оригинальный рисунок. Такую одежду вполне можно носить в повседневной жизни.

– Как удалось победить в вашей номинации на фестивале?

– Наверное, что это чистая случайность, ведь у меня были сильные коллеги. Одно из трудных заданий – создание рукоделия в реальном режиме, на глазах у зрителя. Это нечто, напоминающее шоу - зрелищное и увлекательное. Я придумала выигрышную идею, решила сделать гобелен – сотканную картину в технике 3D, где была изображена тайга на фоне бушующей реки. Объёмная вытканная картина приморской природы покорила жюри, сказали, что это похоже на сказочный лес. Считаю, что, помимо ткачества, мне помогли навыки в прядении.

– Какие остались воспоминания об этом большом краевом событии?

– Запомнилась дружеская атмосфера в кругу соперников. Мастера, работающие в одном направлении, хорошо знали друг друга. В процессе работы мы свободно общались, шутили, отвечали на вопросы зрителей. А в это время рождались произведения. Отмечу, что нас оценивали компетентные судьи, среди которых – народные мастера РФ.

 – Что вы скажете о концепции фестиваля «Грани творчества»?

 – На мой взгляд, гениальная идея, таких мероприятий на уровне Приморье в будущем должно быть несколько. Это популяризация декоративно-прикладного искусства, высокий уровень работ. Людей со стороны фестиваль заинтриговал. Удивительно было наблюдать, как из неживого материала постепенно выходят произведения искусства – красивые, выверенные. Одна из задач фестиваля – развитие художественного вкуса, и замечательно, что он открыт для всех желающих. Могу смело утверждать: подобного мероприятия на Дальнем Востоке нет. Собрать мастеров всевозможных направлений, всех объединить, сдружить, познакомить, дать им общий замысел – это великолепно!

– Что принесла вам победа в фестивале?

– В первую очередь убедила меня, что я не зря вышла из зоны комфорта. Открыла мне новые горизонты. Хочу призвать всех людей, кто серьёзно занимается рукоделием, не бояться заявлять о себе. К слову, я подала заявку и на второй фестиваль «Грани творчества».

– Как вы совмещаете работу юриста и рукоделие?

– Для увлечения есть вечер и выходные. Наверное, чуть меньше смотрю телевизор. Стараюсь работать руками и головой, больше делать, чем потреблять.

 – Почему в XXI веке старинные рукоделия не теряют популярности?

– Парадокс урбанизации – чем ближе к городу, чем ближе к технологическим парадоксам, тем больше хочется уйти от суеты, бешеного ритма. Рукоделие – это и отдых, и отдушина.

Досье

Анна Олеговна Корнеева

Родилась на Украине в 1987 г.

Образование: специалист – юриспруденция, магистратура Школы педагогики ДВФУ – учитель истории. Участник клубов исторической реконструкции «Рось», г. Хабаровск, Scara Regis, г. Уссурийск. В 2019 г. победитель конкурса «Грани творчества», номинация «ткачество».

Замужем, двое детей. Сфера интересов – прядение, ткачество, экокрашение.

Кстати

Участники фестиваля «Грани творчества» создают произведения в режиме реального времени, победителя определяют в каждой из 12 номинаций. В оргкомитет уже прислали заявки из Владивостока, Уссурийска, Артёма, Кавалеровского района. В приоритете у мастеров – вязание, вышивка, бисероплетение. Ожидаются гончары, резчики по дереву, изготовители авторских кукол. В этом году всех участников объединит тема «Японское море».

ВРЕЗ

– Удивительно наблюдать, как из неживого материала постепенно выходят произведения искусства – красивые, выверенные. Одна из задач фестиваля «Грани творчества» – развитие художественного вкуса, мероприятие открыто для всех желающих.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах