Петрушка из Владивостока отличился на Невском проспекте
Актёры Приморского краевого театра кукол приняли участие в специальной̆ программе Международного фестиваля кукольных и синтетических театров «КУKART». Они показали спектакль «Ай да петрушка, или весёлая ярмарка». Это было незабываемое уличное представление в самом центре Санкт- Петербурга. 8 часов подряд перед публикой выступали кукольники из России, Сербии, Израиля, Германии, Китая.
Петрушке с берегов Тихого океана зрители искренне аплодировали. Артисты привезли домой яркие впечатления и диплом лауреатов престижного фестиваля.
От Владивостока до Петербурга
Всё начиналось с проекта «Жив Петрушка!»: актриса Приморского театра кукол Виктория Орешкина решила возродить фольклорное направление, которое пришло в Россию из средневековой Европы, прокатилось по западной части страны, а до Дальнего Востока так толком и не дошло. Виктория за проект получила стипендию от Союза театральных деятелей России, обучилась на специальных курсах при ГИТИСе. А в апреле на сцене театра кукол прошла премьера спектакля «Ай да Петрушка, или Весёлая ярмарка».
Долго не раздумывая, с корабля на бал, команда Приморского теа- тра кукол в составе трёх человек – весёлых затейников – отправилась на юбилейный международный фестиваль кукольных и синтетических театров «КУKART-15», который проходит в Северной столице раз в два года. Со всего мира на форум было подано 150 заявок, отобрано 70. 26 июня в полдень на пересечении Невского проспекта и Малой Садовой улицы началось представление в стиле бродячего кукольного театра. Оно шло непрерывно, в режиме нон-стоп, всего показали 18 спектаклей! Марафон – популярное и любимое событие петербургского лета.
Жанр уличного театра потребовал нового подхода к постановке – она стала более неформальной и брутальной. По утверждению режиссёра, театр петрушки в целом состоит из музыки, ритма и пластики. Он может быть сыгран без слов.
– Спектакль «Ай да Петрушка, или Весёлая ярмарка» закрепился в репертуаре Приморского театра кукол, он идёт на малой сцене, и в основном к нам на представление приходят малыши, – рассказывает Виктория Орешкина. – Хотя «петрушечная» тема больше подходит для старших детей, младшие смотрят с интересом. После спектакля подходят родители, бабушки и дедушки и хвалят за юмор.
Жанр уличного театра потребовал нового подхода к постановке – она стала более неформальной и брутальной, как и сам её главный персонаж. По утверждению режиссёра, театр Петрушки в целом состоит из музыки, ритма и пластики. Он может быть сыгран без слов, потому что герой Пётр Уксусов говорит невнятно, противным дребезжащим голосом через выразительное средство – пищик. Две маленькие металлические пластины обматываются нитками, кладутся на середину языка и поджимаются к нёбу. Надо говорить в это устройство, и это целое искусство. И его постигла Виктория Орешкина.
Второй участник спектакля – актёр Денис Шамрин, сыгравший роль музыканта. Он проводник между Петрушкой и публикой. Шутками-прибаутками шар- манщик дублирует Петрушкины слова, доносит до публики более чёткую речь. Виктория Яскина – и кукловод – Цыган, и живой план – влюблённая Крокодила.
Грубиян и кривляка
Сложность фестивального марафона в том, что сюжеты постановок про Петрушку во всём мире похожи. Разве что у итальянцев этого парня зовут Пульчинелла, у англичан – Панч, у французов – Полишинель.
– У нас изготовлены плоскостные трафаретные братья Петра Уксусова, и мы включаем их в постановки, – говорит автор проекта «Жив Петрушка». – В целом кукольники не мудрствуют лукаво, отталкиваясь от аутентичных текстов, собранных фольклористами. Но каждый коллектив на фестивале старался преподнести знакомых персонажей по-своему, отличаясь национальным колоритом, виртуозностью и другими, едва уловимыми деталями.
Один из моментов приморской постановки особенно запомнился зрителям: это сценка о Петрушке, который выбирает невест. В ней появляются две претендентки на руку жениха – Медведица (Виктория Орешкина) и Крокодила (Виктория Яскина). Всех побеждает деревенская девушка, сердечная подружка Матрёна.
– Мы неплохо выступили и посмотрели на корифеев кукольного искусства, – поделился актёр Денис Шамрин. – Зрители подходили после выступления, говорили, что в нас чувствуется энергия дальневосточников, особенный кураж.
– Сейчас наш Петрушка более самодостаточный, ведь он на правильном пути, – добавила Виктория Орешкина.
– Почему столько столетий Петрушку так любит публика?
– Наверное, потому что это глас народа, герой, совершенно не знающий правил социума. Он не учит детей, как нужно себя вести, а показывает, как не надо делать, идёт от противного. И даже малыши всё хорошо понимают. Им нравится, когда Петрушка дерётся, стучит палкой, говорит нечеловеческим голосом. А взрослым более понятен социальный подтекст сюжетов.
Одна из историй рассказывает, как к Петрушке приходит доктор-мошенник. Он советует «пройти МРТ, КТ, затем зубного, иного». В итоге Петрушка его бьёт и выгоняет. Яркий классический сюжет о том, как Цыган продаёт Петрушке больную лошадь.
– На кого из участников спектакля хочется равняться?
– На московских артистов «Бродячего вертепа» – они 30 лет занимаются театром Петрушки, пишут научные статьи, у них – высокопрофессиональная исполнительница главной роли, Елена Слонимская, она работает органично и завораживающее, – ответила Виктория. – Поверьте мне, женщине играть Петрушку не по природе, невероятно сложно.
Петрушки – грубияны, задиры, драчуны, кривляки, иногда растяпы, но очень весёлые. У всех отличительная черта внешности – большой крючковатый нос и миндалевидные глаза, горб, красная рубаха. Виктория Орешкина говорит о планах возродить традиции уличного театра здесь, в приморской столице. Поводов хоть отбавляй – городские праздники, ярмарки, новогодние ёлки.
– Почему бы нам не показать Петрушку на Набережной, Светланской? – задумывается Виктория. – Не организовать у нас во Владивостоке международный фестиваль уличных театров Петрушки?
Надеемся, что проект Приморского театра кукол получит дальнейшее развитие. А в ближайшее время спектакль «Ай да Петрушка, или Весёлая ярмарка» пройдёт на малой сцене 25 июля. Кроме того, в конце июля маленьких зрителей ждёт красочная постановка – «Царевна-лягушка». Поставит сказку приглашённый режиссёр из Сахалинского областного театра Ангелина Добролюбова. До конца года будет ещё две премьеры – сказки «Золушка» и вечернего спектакля по повести Василия Шукшина «До третьих петухов».
ИНТЕРЕСНО
В советское время на кукольных сценах появляется новый персонаж – товарищ Петрушка. Он осуждает пьяниц и бездельников, растолковывает нормы приличного поведения, ратует за сбор вторсырья. Петрушку переодевают в гимнастёрку, будёновку или кепку. Длинный нос с горбинкой укорачивается и становится курносым.