Как служение искусству стало судьбой
Пятые юбилейные Дни Эрмитажа открылись во Владивостоке. Это стало словно сигналом к тому, что культурная жизнь в городе налаживается и выходит из подполья. Из главного музея Петербурга в Приморскую картинную галерею привезена коллекция глиптики, которая в той или иной степени связана с жизнью и деятельностью основательницы Эрмитажа - Екатерины II.
По традиции важную часть программы Дней Эрмитажа составляет Эрмитажный кинотеатр. В этом году основной темой кинотеатра станет работа музеев в период пандемии. Один из сюрпризов события - уникальный проект «Эрмитаж. Снято на iPhone». Это очень медленный проход по залам, путешествие по музею длиной в 5 часов 20 минут, снятое одним дублем, на одном заряде аккумулятора.
Стоит ли вообще, культурным учреждениям выходить в онлайн? Какие тайны скрывает в себе выставка «Роман с камнем»? Почему слишком много посетителей - это не всегда хорошо? На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ-Приморье» ответила директор галереи Алена Даценко.
Из онлайн в реальность
- Алёна Алексеевна, как в галерее пережили карантин? Опыт работы со зрителем в онлайн - он больше позитивный или негативный?
- Картинная галерея - пространство, куда люди приходят за впечатлениями, переживаниями, знаниями об искусстве. Было несколько странное ощущение, когда перед посетителями закрыли двери, не горел в экспозициях свет, когда образовалась внезапная пустота. Несмотря на это, мы, как и все музеи, активно работали в соцсетях, переключились на общение в онлайн - проводили лекции, мастер-классы, экскурсии, марафоны, тематический конкурс «Натюрморт на самоизоляции» и многое другое.
Время карантина вызвало большие споры. Некоторые наши коллеги из региональных музеев не одобряли такой активный выход в онлайн пространство, мол, не нужно выкладывать всю информацию в интернет, люди всё посмотрят, и потом в музей не придут. Однако более ранний опыт Государственного Русского музея, открывшего множество виртуальных филиалов по стране, доказал обратное. Статистика посещаемости показала заметный рост.
С другой стороны, когда на изоляции все музеи бросились в онлайн, получился некий перебор - огромное количество контента, предложений, и зритель растерялся - а что ему выбрать? Мы поняли, во-первых, что интернет-контент должен быть качественным. Сегодня важно, чтобы галерею упомянули в соцсетях разные источники или сделали перепост. Но не стоит перегружать зрителей информацией, во всем важна золотая середина.
- А если употреблять термин «пиар» в отношении галереи, каким он должен быть?
- Прежде всего, это грамотный контент, чтобы он смог зрителя удержать, захватить. Вот допустим, у некоторых коллег старшего поколения академический подход к тексту, а у коллег, более молодого поколения, совсем другое восприятие. И в споре о том, какой формат нужен для социальных страниц, я им доверяю - они лучше чувствуют и понимают, чем заинтересовать публику, проводят на эту тему исследования. Конечно, всем нравится более живой стиль общения. В связи с этим, мы скоро запустим новый интернет-проект «Подкасты». Это короткие и динамичные беседы на тему искусства с разными людьми. Ведёт проект наш замечательный приморский художник Евгений Макеев. Мы будем говорить о музеях, о ситуации в городе, о картинах, художниках… обо всем, кроме политики.
- Дни Эрмитажа - всегда загадка, очередной сюрприз для поклонников искусства. Чем на этот раз удивляете зрителя?
- В этом году в связи в пандемией мы несколько сократили программу, хотя так же будут проходит встречи с сотрудниками Эрмитажа, работать онлайн кинотеатр, где покажут уникальные фильмы. Мы сможем увидеть воочию, как работал на дистационке крупнейший музей страны и почему этот контент посмотрели более 50-ти миллионов человек. Эрмитаж в дни карантина - что это за опыт? Главный сюрприз - выставка «Роман с камнем Екатерины Великой. Глиптика из собрания Государственного Эрмитажа». Во Владивосток привезли уникальную коллекцию камей, инталий, которую собирала императрица, коллекция охватывает различные периоды коллекционирования, начиная с античности до 18 века, включая и Россию нового времени, когда на Урале заработали первые Императорские камнерезные фабрики по выпуску самоцветов. Глиптика - это один из видов декоративно-прикладного искусства, удивительная техника работы с драгоценными камнями. Думаю, что камерная выставка, которая открывается в зале-сейфе картинной галереи - прекрасный подарок нашим посетителям.
После долгого забвения
- Алена Алексеевна, давайте вернёмся в недавнее прошлое. В то время, когда вы пришли на должность директора галереи, положение учреждения было не из легких. Затянувшийся ремонт, конфликтные ситуации. Как удалось выйти из кризиса?
- Действительно, в «нулевые» годы картинная галерея будто выпала из культурного процесса, и о ней все забыли. Было очень больно на это смотреть. Неуважительное отношение к этому месту сложилось не только у посетителей, но и у коллег. После назначения на должность директора, я понимала, что так дальше жить нельзя. Первые годы мы пытались понять – куда двигаться дальше, очень много пришлось наладить в плане технического и штатного обеспечения галереи. Каких усилий стоило открыть коллекцию после столь долгого забвения! Начали расширять контакты с коллегами из других музеев страны. Так совпало, что на уровне правительства была предложена концепция создания центров ведущих музеев в регионах. До этого времени о выставках из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного русского музея здесь, во Владивостоке мы могли лишь мечтать.
- К слову, а как продвигаются дела с реставрацией здания на Светланской 38-40? Ведь именно там планируется открыть центр Эрмитажа?
- Пока проектирование на уровне согласования. Здание должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к музеям мира. Что таить, нам, как воздух необходимы новые пространства. Правда, в 2017 году мы получили Парадный зал, который открывали выставкой Айвазовского. Нам удалось воплотить в жизнь колоссальный межрегиональный проект «Иван Айвазовский - великий маринист»: картины «приехали» из региональных музеев России - от Крыма до Владивостока.
Новые залы для нас - большое подспорье. Не будем забывать, что музею нужны и реставрационные мастерские, и фондохранилища, ведь доходит до того, что картины некуда ставить. При этом следует строго соблюдать определённые нормы - проходы между произведениями, пожарную безопасность.
- Статистика посещаемости музея - что для вас означает?
- Безусловно, подсчёт посетителей необходим, но делать ставку на численность, по-моему, не совсем верный метод. Когда людей слишком много, становится неуютно, вредно и опасно для сохранности предметов музея. Первым об этом заговорили в Эрмитаже: ты приходишь в музей и не можешь пройти, потому что все залы забиты туристами, и каждый пробивается, словно в метро в час пик. И ты уже не получаешь удовольствие от общения с искусством. Как можно повышать эту планку музею с небольшими площадями? Допустим, мы не могли принять параллельно несколько иностранных автобусов, когда во Владивосток заходили лайнеры!
Двигаться дальше
- А какие качества отличают вас как руководителя?
- Я рада, что пользуюсь доверием коллег, и не отделяю себя от коллектива. Когда приезжает выставка и наваливается большой объём работ, включаешься в общий процесс, несмотря ни на что. Я такой человек, который всё хочет контролировать. Это не всегда хорошо, но я лично переживаю за каждую работу, за каждый проект. Нужно всегда стремиться идти к верхней планке, двигаться дальше. Знаю, что меня окружают неравнодушные люди, увлечённые живым процессом.
- Ваша семья вас поддерживает?
- Мои дети, можно сказать, выросли в галерее, участвуя в конкурсах, занимаясь в студии, я апробировала на них несколько детских программ! Сегодня близкие привыкли, что я могу задержаться, готовясь к очередному проекту. Иногда напоминают мне, что дома я уже не директор. Но картинная галерея для меня - это не только место работы или службы, это образ жизни.
Еще вчера многие идеи нам казались нереальными, но они осуществились. Разве мы мечтали, что во Владивосток доставят картину художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли из известнейшей итальянской галереи Уффици? После этого можно замахиваться на другие грандиозные планы. Всё зависит от нас самих - желания, консолидации, сил и стремления.
Досье:
Алена Алексеевна Даценко:
искусствовед, директор Приморской государственной картинной галереи. В 2003 г с отличием окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Член Международного совета музеев (ИКОМ), член Ассоциации искусствоведов (АИС), член Союза Художников России. Имеет более 30 научных статей в российских журналах и музейных сборниках.
Награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ.