74

Город военный город стихийный

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Приморье № 44 28/10/2020
Судостроительный док стал первым и надолго крупнейшим индустриальным объектом.
Судостроительный док стал первым и надолго крупнейшим индустриальным объектом. / Фото из архива АиФ, музея М. Пришвина, музея им В. Арсеньева. / АиФ

КАК ВЫГЛЯДЕЛ В ГЛАЗАХ ПЕРВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

НЕБОЛЬШОЙ ЭТАП ЖИЗНИ ГОРОДА, ПОСЛЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ИЗ ПРИМОРСКОЙ ОБЛАСТИ В ОТДЕЛЬНОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАИБОЛЕЕ ПОДРОБНО ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ В МАТЕРИАЛАХ, НАПРАВЛЯЕМЫХ В КАЧЕСТВЕ ОТЧЁТОВ ГУБЕРНАТОРОВ ПЕРИОДА 1860–1880 ГОДОВ.

Пост Владивосток, основанный 1860 году, Высочайшим повелением получил городской статус 28 апреля 1880 года при выделении в отдельную административную единицу Владивостокское военное губернаторство с присоединением к нему всего полуострова Муравьёва-Амурского и острова Русского. Первым владивостокским военным губернатором стал контр-адмирал Александр Фёдорович (Васильевич) Фельдгаузен (1880–1886), вторым временно исполнял обязанности губернатора капитан 1 ранга Фёдор Петрович Энгельм (октябрь 1886 – октябрь 1887), третьим и последним – контр-адмирал Платон Иванович Ермолаев (октябрь 1887 – декабрь 1888).

В Российской империи существовала практика представления губернаторами ежегодных отчётов императору. Отчёты и статистические приложения к ним были официальными документами, создававшимися по шаблону и на основе сведений из подведомственных учреждений и городского самоуправления. Всеподданнейшие отчёты военных губернаторов Владивостока выступали одним из важнейших каналов информации о Дальнем Востоке и нашем молодом городе. Несмотря на появившиеся первые книги и статьи исследователей, посетивших регион, в европейской части империи мало знали об этой далёкой окраине.

Основные черты экономики и жизни города 1880-х во Всеподданнейших отчётах Владивостокского военного губернаторства.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В отчётах на имя центральной власти Российской империи первые губернаторы не могли обойти вниманием удобство бухты Золотой Рог для стоянки судов и её красоту. В качестве примера можно привести слова из отчёта за 1881 г.: Владивосток расположен «на западном и северном берегу глубокой и хорошо защищённой от ветров бухты Золотой Рог, весьма удобной для стоянки и самых больших судов…».

В 1880-е годы Владивосток превращается в главный порт и торговый центр края. Количество коммерческих судов, посещавших порт, увеличивалось из года в год, росло и количество привозимых в город товаров.

Развитие собственной промышленности Владивостока тоже зафиксировано в докладах. Из-за того, что город создавался как военный форпост, индустриальная сторона его развития в основном сводилась к обслуживанию нужд оборонной сферы. В 1880-х годах большая часть предприятий были казёнными: механический завод, кораблестроительная и минная мастерские, лесопильный, известковый и кирпичный заводы строительной части портов, слесарная мастерская гидрографической части, небольшие мастерские при крепостной артиллерии, 1-м Восточно-Сибирском линейном батальоне, Восточно-Сибирской сапёрной роте. 9 ноября 1883 г. состоялся спуск на воду Владивостокского плавучего дока, полностью его строительство закончилось в 1885 году.

Частных предприятий поначалу было немного: пивоваренные, кирпичные, лесопильные, кожевенные и мыловаренный заводы, мукомольни, несколько десятков ремесленных мастерских.

САНИТАРИЯ

Неорганизованная торговля и стихийное заселение территории полуострова Муравьёва-Амурского уже тогда оборачивались проблемами, на которые обращали внимание санитарные специалисты. Манзовский базар производил самое серьёзное и неизгладимое впечатление как на людей, недавно прибывших в город, так и на жителей города. Городовой врач в отчёте губернатору за 1882 г. писал: «…Кроме отсутствия мостовых, улицы плохо выметаются, и в более глухих частях города часто представляются загрязнёнными различными нечистотами и мусором, которые, конечно, наполняют воздух пылью, продуктами гниения и отчасти зловонием. Главным же источником распространения зловония в воздухе служит манзовский базар и все участки, занятые манзовскими фанзами и надворными постройками. …все их жилья повсюду окружены целыми кучами мусора, нечистот и отбросов пищевых остатков. Воздух вокруг манзовских жилищ приобретает сильную удушливость и неприятный запах также от особенного …травяного масла, на котором манзы приготавливают себе пищу».

Городовой врач отметил ещё два таких же неблагоприятных в санитарном отношении района около двух болот в низменных частях города: «Одно из этих болот, расположенное на Семеновском покосе, примыкает к самому заселенному и в то же время самому бедному и грязному кварталу города. Кварталу, заселенному манзами, корейцами, крестьянами и мещанами города и отставными матросами и солдатами. Население в этом квартале крайне скученное: маленькие домики русских жителей, а еще более фанзы манз и корейцев устроены против всяких правил гигиены и особенно фанзы до невозможности переполнены жильцами. Так, например, в фанзе, построенной на 7-8 саженей длины и 3-4 ширины, живет до 30-40 человек манз или корейцев. …Эти вредные гигиенические условия описываемого квартала увеличиваются еще тем, что во дворах при фанзах производится выделка и дубление кож, убой свиней, что сообщает крайнюю удушливость и зловоние воздуху; так что скученность и загрязненность этого квартала при соседстве его с болотом угрожают немалой опасностью превратить его в рассадник заразы. Другое болото по берегам речки Объяснения, примыкающее к восточной оконечности бухты Золотой Рог и находящееся по соседству с Владивостокским Морским Госпиталем, сильно загрязнено вывозившимися туда экскрементами из отхожих мест и в летнее время на большой окружности, благодаря господствующим ветрам, распространяет зловоние, которое по временам делает затруднительным проезд по пролегающей здесь дороге».

ВОДА

Проблемой молодого города была нехватка воды. Небольшие реки, которые могли служить источниками пресной воды, находились в 1860-80-е годы фактически за городской чертой: Первая речка на северной окраине, в 3,5 вёрстах от города, речки Объяснения и Буяковка – на западной окраине, в 2 вёрстах от слободок, отведённых под заселение офицеров, нижних чинов, персонала морского госпиталя. Центральные же кварталы были лишены водных источников.

Коренное население представления о гигиене попросту игнорировало.
Коренное население представления о гигиене попросту игнорировало. 

Число общественных и частных колодцев хотя и росло, однако не могло удовлетворить потребностей населения. Периодически случавшиеся засухи летом и холодные зимы приводили к катастрофическим ситуациям. А. Ф. Фельдгаузен уже в 1880 г. указал на необходимость устройства в городе артезианских колодцев и водопровода: «Но ещё большую пользу могло бы принести устройство водопровода из Первой речки, протекающей в 2 верстах от Владивостока».

Но нехватка средств у города не позволяла осуществить такое начинание, необходимо было пособие от казны.

ПУТИ РАЗВИТИЯ

В отчёте за 1884 год военный губернатор подчёркивает динамичность развития Владивостока и его благоустройства: «Если осматривать город один раз в год, то перемены малозаметные для постоянного жителя резко бросятся в глаза, так прогрессивно идет его улучшение, развитие. Четыре-пять лет назад не было ни одного каменного здания и вся постройка домов носила характер временный, сколоченные кое-как на скорую руку для временной остановки служилого люда или приехавшего поискать счастья на нашей далекой окраине… Теперь же город украсился многими каменными солидными зданиями, заметно на каждом шагу стремление к прочности, постоянной оседлости, особенная забота обращена при постройке новых домов, которых в отчетном году значительное количество возведено; устраиваются улицы, водосточные трубы, мосты, тротуары, делаются насыпи, обсаживаются деревьями; также улучшены пристани, площадь и базар, устроены по берегу товарно-приемные и отпускные покхаузы».

Развитие города создатели отчётов неразрывно связывали с освоением края и ростом его обороноспособности: «Рост Владивостока и его развитие весьма заметны; с каждым годом все более и более крепнет убеждение обывателя и пришлого люда, что во Владивостоке можно основать свое постоянное жительство и открыть свою деятельность ввиду ежегодного увеличения войск, флота, укреплений и переселения крестьян в Южно-Уссурийский край».

Несмотря на констатацию в отчётах недостатков в благоустройстве, зависимость от иностранцев, придание Владивостоку в 1880 г. особого административного статуса добавило динамики развитию молодого города.

В 1890-е таким же импульсом стало сооружение железной дороги, но это уже другая история.

КСТАТИ

Характерно, что проблемы, описанные в отчётах городского руководства второй половины XIX века, были в основном решены в советский период руководства страной. После ликвидации стихийной торговли и расселения целых районов малокультурного контингента о санитарных проблемах город надолго забыл. Сложности с водоснабжением возникали только по причине длительных периодов засухи. С открытием города в конце XX века проблемы вернулись, и их пришлось решать на протяжении десятилетий.

ВРЕЗ:

Манзовский базар производил самое серьёзное и неизгладимое впечатление как на людей, недавно прибывших в город, так и на жителей города.

Об авторе:

 

Татьяна Зиновьевна Позняк, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Автор книг: «Иностранные подданные в городах Дальнего Востока России (вторая половина XIX – начало XX в)». Владивосток, 2004.; «Владивосток в фотографиях Меррилла Хаскелла. 11 августа 1919 – 23 февраля 1920», Хабаровск, 2009 (в соавторстве с Д.А.Анчой и В.И.Калининым); «Повседневная жизнь Владивостока от Первой мировой до Гражданской войны (1914-1922): очерки истории», Владивосток, 2018.

 

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах