Что зашифровал в своих картинах приморский авангардист?
Выставка «Фёдор Морозов. Сталкер во вселенной художников» (0+) открылась в парадном зале Приморской государственной картинной галереи. Знатокам творчества художника одно лишь название о многом говорит. Фёдор Морозов – ярчайший представитель приморского авангарда.
Все подробности рассказала директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко.
От почтовой марки…
– Алёна Алексеевна, выставка Фёдора Морозова является ретроспективной. Какова её главная художественная задача?
– Экспозиция даёт возможность зрителю охватить единым взглядом прогресс в творчестве художника. Он двигался в своём мастерстве поэтапно – от реалистических основ к современным формам.
– Выбор пути произошёл ещё в детстве?
– Фёдор Морозов практически 50 лет служит изобразительному искусству. Его увлечение возникло достаточно стихийно в юном возрасте на Алтае, где он родился и вырос. Толчком к занятию рисованием явились почтовые марки, открытки и конверты. Для одарённого ребёнка они стали окном в другой мир, ведь не было возможности приобрести альбомы по искусству. Так сложилась судьба, что родственники Фёдора жили в Китае, откуда приходили письма с увлекательными изображениями на марках, открытках, конвертах. Для него это было лучиком света в мире, где всё остальное виделось достаточно «чёрным, коричневым».
– Одна из заметных картин выставки посвящена матери Фёдора Михайловича – «Христинья или моя мама – художница». Она действительно была художницей?
– Скорее, живопись стала её увлечением, хобби, да и то, когда она вышла на пенсию. Но она сделала всё, чтобы развить в сыне талант художника. Именно она подтолкнула 14-летнего подростка к дальнейшему образованию. В 60-е годы он учился на заочном отделении народного университета искусств. В 1968 году Фёдор поступил во Владивостокское художественное училище. А в Дальневосточный педагогический институт искусств молодого человека демонстративно не приняли, так как его живопись уже тогда представляла симбиоз очень разных направлений, которые не всегда нравились академистам.
– Не случайно его называют одним из первых приморских авангардистов?
– Его творчество шло несколько по другой линии, чем у большинства его коллег из Союза художников. Это привело к тому, что он стал участником первой выставки андеграунда во Владивостоке в 1988 году, она состоялась в Приморской государственной картинной галерее. К сожалению, ранее искусство художников-авангардистов не признавали, и долгое время они не могли выставляться в публичном пространстве, а уж тем более в залах государственного музея. И вот как раз в 1988 году галерея дала возможность авангардистам открыто показать свои работы, и эта выставка стала началом знаменитой группы «Владивосток».
Перпетуум-мобиле
– На выставке много картин, где упоминаются имена известных художников в виде посланий, писем… С чем это связано?
– Фёдор всегда менялся. Безусловно, на него влияло творчество многих художников, в особенности импрессионисты – Сезанн, Гоген, Матисс. В последний период он увлёкся древнекитайской философией, феноменом древнекитайской живописи, решил открыть для себя Восток. Но речь идёт далеко не о подражании, а про общую тенденцию стилистического течения. В картинах присутствует и экспрессивная выразительность, и фигуративизм, колорит. И неслучайно Фёдор Михайлович ведёт художественный проект «Послание», создавая цикл картин, в которых зашифрованы его живописные «послания» художникам прошлых веков – от Винсента Ван Гога до Джексона Поллока.
Может даже возникнуть ситуация, что видение зрителя не совпадает с видением художника – и это абсолютно нормально.
– А в чём всё-таки его миссия сталкера?
– Фёдор Морозов постоянно открывает для себя мир современного искусства в плане ярких, известных личностей. Имеет прекрасную эрудированность на уровне искусствоведения. Фёдор ведёт целую большую группу в Фейсбуке, за что хочется сказать ему огромное спасибо — там он рассказывает о многих художниках, постоянно их иллюстрирует своими работами, которые рождаются у него от восприятия знакомства с этими известными людьми.
– Чем привлекает живопись автора выставки молодое поколение художников?
– Они вдохновляются его постоянным движением, часто посещая мастерскую. Как признаётся Фёдор Михайлович: «Каждое десятилетие я перехожу на новый творческий этап». Добавлю, что вклад художника в приморское искусство весомый и он достоин специального исследования.