Примерное время чтения: 5 минут
187

Куда пропали ангелы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Приморье № 32 10/08/2022
Шедевр увидят тысячи приморцев.
Шедевр увидят тысячи приморцев. / Татьяна Меель / АиФ

Во Владивосток прибыла картина уникальной судьбы

Маленький шедевр венецианской живописи украсил главные анфилады Приморской Государственной картинной галереи. Картину итальянского художника 16 века Лоренцо Лотто «Мадонна делле Грацие» привезли из собрания государственного эрмитажа.

У неё интересная судьба – долгое время она путешествовала по миру. В Эрмитаже картина оставалась неопознанной до 2007 года. А в Приморье вместе с «Мадонной» покажут её и 12 известнейших печатных гравюр XIX столетия. Инициатором проекта стало Министерство культуры и архивного дела Приморского края.

Забыта и не опознана

Картина словно написана вчера, на самом деле ей 480 лет. Такое чудо сотворили мастера реставрации Санкт-Петербурга. Мадонна с младенцем - один из ведущих образов эпохи итальянского Возрождения. Богоматерь каждый по-своему воспевали Рафаэль де Санти, Леонардо да Винчи, Тициан. Лоренцо Лотто – художник не менее значимый, не случайно его работы хранятся в крупнейших собраниях художественных музеев мира.

Воскресив картину «Мадонна делле Грацие», сотрудники Эрмитажа в какой-то степени воскресили имя художника Лоренцо Лотто.

История картины «Мадонна делле Грацие» - долгая, детективная, сенсационная.

– «Мадонна делле Грацие» была написана в 1542 году для Лукреции Лотто - дочери племянника, которая собиралась постричься в монахини, – рассказывает заместитель директора Приморской картинной галереи, кандидат искусствоведения Наталья Левданская. – Много веков путешествовала из коллекции в коллекцию, и кто-то поверх неё начал писать другую картину. Имя художника и название картины с Мадонной были забыты, работу «неизвестного итальянского художника» купили для коллекций Эрмитажа.

От всей композиции на потемневшей от времени доске размером 39,5×32,5 сантиметров осталась только фигура Мадонны и её дитя. Картина могла уйти вместе с другими работами в Германию в 30-е годы, когда правительство СССР продавало культурные ценности из музеев для пополнения бюджета страны. Но аукцион не задался, многие работы не были куплены. Никем не опознанный Лотто вернулся в Эрмитаж.

В 1982 году на родине художника была обнаружена его расходная книга, где сказано: «…за картину с Мадонной и тремя ангелами, которую мессер Марио желал видеть законченной ко дню пострижения Лукреции в монахини — 12 дукатов (74 лиры)».

Ведущий сотрудник Эрмитажа, искусствовед Ирина Артемьева, большой специалист по венецианской живописи, изучила эти данные, став инициатором большой исследовательской работы.

«Доходы Лотто вовсе не были высокими и не покрывали его затрат на жизнь, необходимые для работы материалы и расчёты с их поставщиками», – написала искусствовед. Крупных заказов в Венеции художнику добиться не удалось. Причину следует искать в характере мастера: неуступчивый, никогда не изменяющий самому себе, глубоко и искренне набожный, он подчинил себя строгой самодисциплине, всегда следуя суровым заповедям христианской морали.

В Венеции для преуспевания требовались совсем иные качества: здесь нужно было искать покровительства влиятельных нобилей, ладить с товарищами по цеху и не перечить Тициану – некоронованному королю местных живописцев. Живопись Лотто с её резкими цветовыми сочетаниями, метафорами и эмоциональной напряжённостью, психологизмом с оттенком мистицизма, аффектированной жестикуляцией и резкой пластикой персонажей, меланхоличных и погружённых в себя, не соответствовала доминирующей в венецианском искусстве мажорной тональности.

Опыт и интуиция подсказывали эксперту – Мадонна на дощечке – эта и есть та самая, забытая и неопознанная. В виртуозном исполнении Ирина Артемьева разглядела неповторимый стиль Лоренцо Лотто. Только ангелов безжалостно закрасили.

– Картину исследовали с помощью рентгеновских и инфракрасных лучей, – пояснил начальник отдела безопасности ФГБУК «Государственный Эрмитаж» Олег Боев, приехавший во Владивосток. – Результаты, полученные в лаборатории научно-технической экспертизы Эрмитажа, дали исчерпывающий ответ на все вопросы и рассеяли сомнения. Под верхним слоем кем-то незаконченной работы, за спиной Мадонны прекрасно читались фигурки трёх ангелов, причём в такой сохранности, что можно было надеяться на успех расчистки картины.

Сегодня картина находится в постоянной экспозиции Эрмитажа, притягивая взгляды посетителей яркостью и насыщенностью красок, пластичностью образов. Подарить на целых два месяца шедевр Владивостоку – это предложение директора музея Михаила Пиотровского.

От Античности к Возрождению

Выставка состоялась в рамках ежегодного культурного события «Дни Эрмитажа во Владивостоке», оно проходит в приморской столице в седьмой раз, и уже восемь лет реставраторы музея северной столицы проводят здесь уникальные мастер-классы.

– Вспомним, как всё начиналось с культурных сокровищ Древней Греции и Древнего Рима, потом была выставка «Шкатулка Матроны», потом «Союз земли и воды» – удивительные раковины, – отметила Наталья Левданская. – На этот раз захотелось выйти за рамки античности, переместиться в более поздние времена. Мы мечтали об эрмитажной живописи, чтобы немного отойти от декоративноприкладного искусства. Посетители после встречи с шедеврами Эрмитажа уходят окрылёнными.

– Впервые от Эрмитажа в галерее представлено живописное произведение – замечательная работа Лотто, – обратилась к присутствующим на открытии выставки директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко. – Говорить о сотрудничестве с Государственным Эрмитажем можно много, мы и наши коллеги прошли большой путь. Перемещение хрупкого шедевра требует особых условий безопасности, работы экспертов, реставраторов. Отмечу, автор картины – один из интереснейших художников своего времени, мы рады, что картина будет два месяца украшать наш зал.

В сентябре в рамках «Дней Эрмитажа» искусствовед Ирина Артемьева посетит Владивосток с лекциями о венецианском искусстве. Они также запланированы на площадке краевой картинной галереи.

Добавим, экспозицию дополняют 12 печатных гравюр XIX столетия с известных произведений Рафаэля Санти из Ценного библиотечного фонда Нижегородского государственного художественного музея. Выставка работает с 6 августа по 2 октября.

Кстати

Проект в рамках «Дней Эрмитажа во Владивостоке – 2022» продолжает итальянскую тему, начатую в 2019 году выставкой «Мадонна делла Лоджиа» Сандро Боттичелли из галерей Уффици (Флоренция), подхваченную в 2021 году венецианскими ведутами XVIII в. из коллекции банка Интеза Санпаоло.

В Эрмитаже есть несколько работ Лоренцо Лотто, которые отражают разные этапы творчества художника. Небольшая пределла с изображением апостолов, идущих на гору Фавор, и сцены Преображения, созданная в 1511–1512 годах в Марке, «Портрет супругов», написанный в 1524–1525 годах в Бергамо, «Отдых на пути в Египет со св. Юстиной», исполненный в конце 1520-х годов в Венеции.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах