Национальные мотивы всех времён и народов переплелись на открытии 4-го фестиваля «Дни культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
Концерт прошёл в Большом зале филармонии при поддержке краевого департамента культуры. Невзирая на название форума, его первый концерт посвятили музыке русских классиков - Бородина, Мусорского и Римского-Корсакова. Произведения композиторов «Могучей кучки», ставшие в XX столетии хрестоматийными, в XIX ошарашили Европу своей самобытностью. Если в первом отделении оркестром дирижировал его руководитель Анатолий Смирнов, то во второй части за пульт встал корейский маэстро Но Тэ Чол. Экзотика обрела двойственный смысл.
Сама атмосфера филармонии располагает к вдумчивому восприятию классики. Белые колонны, мягкие кресла, отстроенная акустика и белый рояль «Стенвей» Большого зала, лепнина под старину. Вокруг не было скучающих лиц, при этом в зале много молодёжи. Те, кто впервые посетили филармонию, отметили «уютную, интеллигентную обстановку и красивый интерьер». В последнее время организаторы программ идут на эксперименты, дополняют концерты видео на большом экране или вернисажем. Но на открытии фестиваля звучала без преувеличений музыка великая, самодостаточная. Акцент сделан на качество звучания, на слаженность музыкантов. Зрителю предоставлена свобода визуализации музыкальных образов.
Покорители пространства
Большинство советских людей и не подозревали, что каждое утро около шести из проводного радио их будит краткое вступление к опере Модеста Мусоргского «Хованщина», по-иному «Рассвет на Москва-реке». Музыка начиналась будто издалека, и постепенно нарастая, под конец оглушала оркестровой атакой.
Приморская филармония решила восполнить большие и давние пробелы в музыкальном образовании масс, представив на концерте-открытии фестиваля АТР знаковые произведения композиторов «Могучей кучки». Когда-то «Группа пяти» (а кроме Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина в состав сообщества входил композитор Кюи и критик Стасов) потрясла своей бурной деятельностью, полемичностью, отчаянным поиском в музыке национальной идеи , грандиозными сюжетами и смелыми оркестровками не только соотечественников, но и европейцев, привыкших к размеренной и утонченной классике. Горячим поклонником и другом «новой русской школы» был Ференц Лист. Почитателями Мусоргского - французские композиторы Морис Равель и Клод Дебюсси. Русский фольклор, приправленный оркестровой мощью, покорял пространства. С другой стороны, композиторы сообщества активно использовали мелодии других национальностей. Это и восточные узоры оперы «Шехерезада», итальянские, польские и цыганские первоисточники «Картинок с выставки», и снова восток в безумных «Половецких плясках» из оперы «Князь Игорь». Такая палитра пришлась по душе дирижеру Тихоокеанского оркестра Анатолию Смирнову. Изюминкой привычных нашему слуху сочинений явилось то, что в их исполнении приняли участие корейские музыканты.
Свой корейский дирижёр
Музыковед Наталья Мищенко, долгое время работающая с оркестром, дополняет просветительскую миссию кратким рассказом об интересных фактах из жизни композитора или истории создания произведения. Это настраивает публику на определённый лад. Слушатель узнаёт, что «Хованщина» была впервые исполнена лишь после смерти автора. А фортепианное программное произведение «Картинки с выставки», которое сейчас играют и переигрывают ученики музыкальных школ, при жизни Мусорского невзлюбили. Признание пришло много лет спустя, когда Морис Равель написал к произведению потрясающую оркестровую аранжировку.
Музыка русских композиторов XIX века тесно связана с литературой, живописью. Чтобы глубоко разобраться в лабиринтах звучаний «Картинок с выставки», стоит найти в интернете акварели Виктора Гартмана, по выставке которого когда-то прогуливался Мусоргский. А перед прослушиванием «Князя Игоря» почитать заброшенное с университетской скамьи «Слово о полку…». Возможно, филармонические концерты - повод повысить уровень образованности и эрудированности, расширить кругозор, наконец, разгадать загадку классики, переживающей века.
Печальная мелодия итальянской лютни «Старого замка», грубоватые мотивы крестьянских польских танцев «Скотного двора», цыганский колорит «Двух евреев», и всепобеждающий русский гимн «Богатырских ворот». Похоже, что на открытии «Дней азиатской культуры» больше знакомили гостей из Китая, Японии и Кореи с русской музыкой, чем наоборот. И для них тот же Мусоргский ещё какая экзотика. Украшением первого отделения стала певица из Южной Кореи Kim Jung Ah, исполнившая арию Шехерезады на вполне узнаваемом русском языке. В одном из интервью «АиФ-Приморью» дирижер Анатолий Смирнов рассказал, что в Азии преимущественно развиты направления народной или современной музыки. Китайские, корейские, японские музыканты учатся основам в Европе, Америке, России. Исполняя классику, наши соседи играют по-европейски. Но русская музыка XIX века и венская классика - не одно и то же. И ария Шехерезады для корейской певицы стала испытанием, с которым она отлично справилась судя по бурным овациям зала.
А дирижировать «Половецкими плясками» было суждено дирижёру из Южной Кореи Но Тэ Чолу. Признаться, маэстро так часто выступает во Владивостоке, что уже стал близким другом Приморской филармонии, любимцем публики и своим человеком. Как признался музыкант, в России у него «много планов». Сегодня он играет в Якутии, завтра в Москве. Волгоград, Омск, Новосибирск… Но Те Чолу удалось сделать огромный шаг навстречу русской культуре. «Князь Игорь» с «Половецкими плясками» отозвался у публики искренним восторгом.
Фото Натальи ЛУКЬЯНЕЦ
КСТАТИ
Следующие концерты фестиваля «Дни культуры стран АТР» пройдут 21, 24 октября. Приморские зрители познакомятся с творчеством фольклорного ансамбля из Китая и Кореи. Выступления украсят танцевальные номера. 27 октября на сцене Большого зала филармонии прозвучит симфония Дворжака «Из Нового света», под занавес выступят солисты приморской филармонии и приморской сцены театр оперы и балета, ансамбли фольклорной музыки детской музыкальной школы № 3 Владивостока - «Озорники» и «Звонница».
ДОСЬЕ
Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованным Фондом независимого радиовещания, Москва.