Спектакль должен найти отклик в сердце у каждого зрителя
В БОЛЬШОЕ ГАСТРОЛЬНОЕ ТУРНЕ ПО КРАЮ ОТПРАВЛЯЕТСЯ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ГОРЬКОГО. С 21 АВГУСТА ПО 17 СЕНТЯБРЯ АРТИСТЫ ВЫСТУПЯТ В 26 ГОРОДАХ И СЁЛАХ РЕГИОНА, ДАДУТ 37 СПЕКТАКЛЕЙ. ГАСТРОЛИ ТАКОГО МАСШТАБА У ТЕАТРА СЛУЧИЛИСЬ ВПЕРВЫЕ. ИМИ ОХВАЧЕНЫ ЛЕСОЗАВОДСК, ЛУЧЕГОРСК, СПАССК- ДАЛЬНИЙ, СЁЛА ‒ ЧУГУЕВКА, КАВАЛЕРОВО, МИХАЙЛОВКА, ЯКОВЛЕВСКИЙ, УССУРИЙСКИЙ, ПОГРАНИЧНЫЙ РАЙОНЫ. ЗРИТЕЛИ СМОГУТ УВИДЕТЬ РАЗНОПЛАНОВЫЙ РЕПЕРТУАР: КОМЕДИИ, ДЕТСКИЕ СКАЗКИ, СПЕКТАКЛЬ- КОНЦЕРТ И ДРАМУ.
В чём сложность организации краевых гастролей? Какие спектакли любят жители глубинки? Где в Приморье откроются любительские театры? На эти и другие вопросы ответил народный артист России, художественный руководитель театра Ефим ЗВЕНЯЦКИЙ.
Вечные темы
– Ефим Семёнович, с каким настроением отправились на гастроли?
– После триумфальных выступлений в Беларуси вся труппа театра находится в шоковом шторме – именно так можно определить это состояние! И пусть оно вдохновляет нас дальше ехать по приморским городам и весям и дарить радость зрителю. Никогда в гастрольном графике по краю не было такого большого количества населённых пунктов. Но не в количестве дело, а в особой атмосфере театра, и она измеряется тремоло сердечным. Нас просто ждут, как близких друзей, и не передать того настроения, когда они принимают артистов и как порой вместо цветов приносят крынку свежего молока или испечённый пирог. Столько восторга, сколько искреннего и трогательного внимания!
Нужно учитывать то, что Приморский край – это большие расстояния, и не у каждого его жителя дальше Артёма или Находки есть возможность посетить театр Владивостока. Поэтому приезд артистов в районные центры, сёла, выступления в домах культуры или клубах – всегда праздник ликования!
– В чём сложность подготовки и организации гастролей?
– Турне проходит в рамках губернаторской программы «Мастера искусств – жителям Приморья», и театр получает финансирование. С другой стороны, сегодня, в пандемию коронавируса, речь идёт о строжайшей экономии средств. В общих чертах на гастроли выезжает более 80 человек – актёрский состав, декораторы, бутафоры, художники, постановщики; мы заказываем автобусы, грузовые машины, номера в гостиницах. Мы определили доступную цену билета для зрителей: 100 рублей – детский спектакль, 200 рублей – взрослый. Предварительно я проехал по краю и посмотрел возможности площадок, рекламы, размещения людей.
26 городов, и каждый раз приходится переносить спектакль на незнакомую сцену, в результате – изменённые или совершенно другие декорации, иной свет и звук. Несмотря ни на что, нужно выглядеть на высоком уровне, дабы не разочаровать зрителя.
За тысячи километров от Владивостока театр нашел своего зрителя!
– Как подбирается репертуар для гастролей?
– Необходимо учитывать, что мы едем на гастроли к публике, не избалованной театральными изысками. Поэтому выбор пьесы касается, прежде всего, литературы и драматургии, близкой для понимания. Чтобы люди пришли на спектакль, отдохнули, получили заряд эмоций, узнавая себя в житейских ситуациях, героях постановки. Это не только комедии «Боинг-Боинг» и «Верная жена», но и драма «Матросская тишина» – спектакль, где переплетаются вечные темы – отцов и детей, войны, сегодняшнего взгляда на события прошлого. И это отзывается в сердце любого зрителя, независимо от национальности и места проживания. Детские сказки «Золушка» и «Принцесса на горошине» очевидны, понятны, они самые лучшие в мире, развивают у детей вкус к хорошей литературе, красивым костюмам и декорациям, учат различать добро и зло. На гастрольных афишах – уже полюбившиеся приморской публике музыкальная мелодрама «Эдит и её демоны» и спектакль-концерт «Сны о войне».
Случайного выбора гастрольной программы нет, во всех постановках красной нитью проходит поиск какой-то правды, так необходимой людям. Я живу в Приморье уже много лет, объездил все города и сёла и хорошо понимаю, чего от нас ожидает зритель.
Магия театра
– Ефим Семёнович, какие воспоминания о гастролях по краю оставила у вас советская эпоха?
– На каждого актёра театра составлялся большой гастрольный график, и все были обязаны выполнить эту норму, госзаказ. Конечно, была совершенно другая эпоха – ни телевизионных шоу, ни интернета. В тёплое время года мы работали в многочисленных районных клубах и дворцах культуры, кроме того, вместе с моряками и рыбаками загружались на пароходы, рыбные базы и отправлялись в моря примерно на месяц. Такие гастроли неплохо оплачивались. Замечу, что с переходом театров на самоокупаемость нарушилась тема культурной экологии. Если губернаторская поддержка для нас существует, она реальна, то такое же соучастие необходимо на уровне администраций – глав районов и округов. К сожалению, не всегда и не со всеми получается договориться на приемлемые условия выступления. А лю- ди чувствуют себя обманутыми, брошенными.
– Существенное ли различие между гастролями в Беларусь и по Приморскому краю?
– Для меня как для режиссёра разницы нет, но для артистов... Наверное, по-другому звучат аплодисменты, другая реакция зрительного зала. Допустим, перед премьерой в Беларуси «Мастера и Маргариты» мы волновались – как примут, ведь в романе есть спорные моменты с точки зрения политики, религии. Но каждый раз я понимаю: зрителя ничем не изменишь, он пришёл не для того, чтобы выискивать политические интриги, а чтобы найти отклик в душе.
И в Беларуси я вдруг услышал нашенский русский язык, почувствовал чистоту социалистического строя, увидел недорогие магазины, уют и благоустройство на улицах – великую страну. Людей, к которым приехал русский театр впервые после двух лет пандемии. И мы нашли за много километров от Владивостока своего зрителя! Я не зря сказал в интервью белорусским журналистам, что «Поминальная молитва» будто бы сплотила два родственных народа, и эта постановка держит нас на той планке, ниже которой опуститься нельзя.
– Возвращаясь к берегам Тихого океана. Одно из культурных достижений 2020 года – открытие любительского театра в Артёме. Как вам это удалось?
– Любительский театр состоялся, и это действительно грандиозное событие, говорю это без патетики. Мы планируем показать первые постановки коллектива на гастролях по Приморью. Было поразительно, что на кастинг актёров ровно год назад пришли около 60 человек, такой заинтересованности мы не ожидали. Проект поддержал губернатор края Олег Кожемяко, а также мы нашли большое понимание в лице главы артёмовской администрации Вячеслава Квона. История с идеей любительских театров будет иметь продолжение. Во время гастролей в Арсеньеве пройдёт первый кастинг с участием Яны Мялк, Марины Волковой, режиссёра Юрия Гончарова. Надеюсь, желающие найдутся, и до конца года мы откроем любительский театр, выпустив первый музыкальный спектакль.
– А дальше?
– А далее в планах по развитию народных театров – Дальнегорск, Лучегорск и Спасск. Я сам пришёл в театр из самодеятельного коллектива. Это было много лет назад, в родном селе Амурзет Еврейской автономной области. Однажды к нам приехал странный человек, который начал собирать людей в сельском Доме культуры. И моим первым спектаклем была постановка «Куба – любовь моя», где я играл мальчика. В селе одни нас уважали, другие завидовали. Говорили: «Ты думаешь, ты артист?» Прошли годы, и я, действительно, стал артистом. И наконец в прошлом году я вышел с предложением запустить пять народных театров по краю. Это большой культурный проект, и я отношусь к этому чрезвычайно серьёзно.
– В следующем году Приморскому академическому театру имени Горького исполняется 90 лет. Что для вас означает эта дата?
– Это наводит на более глубокие размышления о жизни театра, о профессии, о внутреннем духовном накоплении человека. И номером один для нас является репертуар, где основа – классика, которую не заменят никакие авангардные постановки, пусть меня называют ретроградом. Грядёт 200-летие Островского, и будет новый спектакль – «Без вины виноватые». И сложная постановка «Сцены из супружеской жизни» по сценарию Ингмара Бергмана. А жителей и гостей Владивостока я хочу пригласить на открытие 89-го театрального сезона. Он начнётся со значительных наименований, спектаклей «Там, тогда же», «Поминальная молитва», «Собака на сене». Мы снова будем играть, погружая зрителя в магию театра. Ожидается ещё ряд премьер, которые пока я буду держать втайне.
КСТАТИ
В гастрольном графике – 26 городов, и каждый раз приходится переносить спектакль на незнакомую сцену, в результате – изменённые декорации, другой свет и звук. Несмотря ни на что, нужно выглядеть на высоком уровне, дабы не разочаровать зрителя.
ВАЖНО
16 сентября 2021 г. коллектив театра отправится по маршруту: Владивосток – Покровка – Владивосток. В центре культуры и досуга Покровки состоится показ вечернего спектакля «Русская рулетка».