Выставка «Циндао — Владивосток. Два города — один океан» (0+), открывшаяся в дни празднования Китайского Нового года, покорила как профессионалов, так и любителей. Впервые в стенах Приморской картинной галереи выставляются работы уникального автора — профессора Доу Фэнчжи. Он воплотил в своём творчестве европейскую и русскую школу живописи, не потеряв национальных традиций.
...И веточка-иероглиф
Художник показал пейзажи Владивостока и Циндао — морских городов — и похожих, и разных. Большой интерес у него вызвали памятник борцам за власть Советов и тихая деревня Осиновка. «Мой папа назвал меня в честь чудо-птицы, несущей людям великую весть, — улыбаясь, начинает по-русски разговор художник. — Моё имя означает — «К вам в дом прилетел Феникс!».
Доу Фэнчжи рассказывает, что стал серьёзно рисовать в 10 лет, а родители, не будучи связанными с изобразительным искусством, очень поддерживали начинания талантливого сына. В молодости с успехом окончил Центральную академию изящных искусств в Пекине, обучаясь и классической масляной живописи, и национальным стилям. По его словам, «родившись в Китае и взяв в руки кисть, невозможно обойти традиции».
«Моторика у художника каллиграфическая — он рисует веточку, как будто выводит иероглиф». — Куратор выставки Елена Клымюк обращает внимание на картину, где изображена улица Светланская. — Можно обмануться, принять нашего гостя за русского или европейского художника, но где-то в деталях пробивается национальный колорит.
Родители Доу Фэнчжи учили русский язык, и совсем юным он узнавал шедевры Репина и Врубеля, отсюда — тяга к русской культуре. В 40 с лишним лет успешный художник оставил Китай и отправился в Санкт-Петербург, где получил образование в Санкт-Петербургской академии художеств и одновременно в педагогическом институте имени Герцена. Северная столица открыла невиданные ранее горизонты. Совершенствуясь в мастерстве, Доу Фэнчжи обрёл множество друзей, активно принимая участие в выставочных проектах. Излюбленной техникой стала акварель.
«Виды северной столицы, городские пейзажи и природные ландшафты, даже цветы на подоконнике студии — всё это оказалось для него неисчерпаемым источником творчества. Персонажами картин стали однокурсники и друзья. Критики отмечали, что полотна художника „наполнены жизнью“. Выпускная работа Доу Фэнчжи представляла собой серию акварелей с пейзажами Санкт-Петербурга», — делятся в Приморской картинной галерее.
Вернувшись на родину, Фэнчжи становится профессором Академии изящных искусств Университета Циндао. Своим ученикам он передаёт бесценные знания. Юные художники овладевают приёмами академической акварели, и это редкость для Китая, можно сказать, сенсация. Преподаватель Дальневосточного института искусств Наталья Попович поведала историю знакомства с самобытным автором.
«Я искала китайских художников для участия в международном конкурсе „Арт Владивосток“. Через моего ученика получила много работ начинающих авторов из Циндао, заметив, насколько развита у них техника акварели Санкт-Петербургской школы. Узнала имя учителя — Доу Фэнчжи. Мы познакомились и подружились», — рассказала Наталья Попович.
В 2022 году художник принял участие в выставке работ преподавателей и студентов Академии изящных искусств при Университете Циндао и Дальневосточного государственного института искусств. Из галереи «Централь» Владивостока проект отправился по городам России — от Калининграда до Южно-Сахалинска.
Потрясающий красноармеец и тихая Осиновка
Циндао — малая родина Доу Фэнчжи, в старых кварталах города он родился в далёком 1958 году. Сегодня на берегу Жёлтого моря вырос современный мегаполис, столица парусного спорта. А художнику милее узкие улочки, спускающиеся с гор к воде, уютные кафешки, изящные храмы, отреставрированные домики, выкрашенные в яркие цвета. И даже громоздкая пожарная каланча XIX века. Доу Фэнчжи вспоминает, как провёл детство на улице Лонко, что в переводе означает «пасть дракона», и пейзаж этого тихого местечка напоминает район Миллионки. Так на выставке иногда возникает путаница — Владивосток это или Циндао?
«Владивосток и Циндао — морские города. Но более всего их объединяет архитектура старинных улочек. Известно, что китайская провинция около четверти века находилась под немецким владычеством, и многое тогда в Циндао построили немцы», — поясняет Елена Клымюк.
В картинах художника сквозит деликатная любовь к Владивостоку. Уходит змейкой вдаль Светланская улица, красноармеец памятника борцам блестит под дождём, и даже для растиражированного символа города — Токаревского маяка — он нашёл особенный ракурс.
— Доу Фэнчжи, для вас Владивосток — европейский или азиатский город?
— Владивосток находится в Азии, но образ у города европейский. Конечно, здесь присутствуют и элементы восточного. На фоне архитектуры потрясающе смотрится памятник на центральной площади. Герой- красноармеец увиделся мне незаурядным. Это сильное впечатление о вашем городе.
Современные небоскрёбы совсем не трогают автора выставки — по его мнению, они скучны и одинаковы, а в старинных исторических зданиях прячутся необычные линии, формы.
Несколько картин выставки посвящено приморской деревне Осиновке, где художник гостил у известного в крае переводчика, издателя Сюэ Хуэйлиня.
«Он говорит, что ему нравится ощущение спокойной, размеренной деревенской жизни. Там люди добрые и открытые, и это прекрасно», — говорит Сюэ Хуэйлинь.
Выставка продолжит работу до 9 марта.
У замороженного моря
В 2020-м во Владивостоке Доу Фэнчжи не только провёл много времени на пленэре, создав серию городских пейзажей, он специально выезжал в деревню Осиновка Приморского края, чтобы запечатлеть настоящую русскую зиму. Его сельские пейзажи, укрытые снегом, наполненные тишиной и умиротворением, кажутся погружёнными в сон.
Так совпало, что наш гость рисовал Владивосток исключительно зимой, найдя особое очарование в «снежных просторах и замороженном море».