Примерное время чтения: 5 минут
64

Смеяться и верить. Итальянский Остап Бендер веселит публику в Приморье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. "АиФ-Приморье" №10 05/03/2025
Обаятельный авантюрист влюбляет в себя зрителей.
Обаятельный авантюрист влюбляет в себя зрителей. Telegram-канал "Министерство культуры Приморья"

Карнавал в двух действиях – «Моя профессия – синьор из общества» (12+) показали к началу весны в Приморском академическом театре драмы имени Горького. Спектакль поставлен по известной итальянской пьесе, написанной в середине XX века. В своё время лишь одно её название обеспечивало аншлаг очередной постановке. История не теряет актуальности. Главный герой – обаятельный авантюрист – во все времена вызывает симпатию у публики. 

От блеска до нищеты

Энергичная и заводная «Сарагина-румба» впервые прозвучала в фильме Феллини «Восемь с половиной». От популярной мелодии даже в современной обработке веет атмосферой Италии 50-х годов прошлого века. В ту эпоху и была сочинена пьеса Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабузи «Моя профессия – синьор из общества».

Но, как заметил художественный руководитель театра, лауреат премии «Золотая маска» Ефим Звеняцкий, в спектакле соединены огромные пласты времени.

«Спектакль путешествует, «пробегается» по векам, стремительно врываясь в третье тысячелетие», – сказал режиссёр-постановщик карнавала в двух действиях.

Под звуки «Сарагины-румбы» на сцену из глубины зала поднимаются персонажи масок старинного итальянского театра, одетые в роскошные бальные костюмы. Зритель оказывается в эпицентре светского карнавала, в анонсах к спектаклю его назвали дефиле. Танцевальные движения героев (а за каждой маской скрывается действующее лицо) словно пародируют кукол-марионеток. Публика переносится вглубь неаполитанских кварталов – в скромную, но не лишённую вкуса квартирку итальянской семьи. В костюмах – полная неразбериха, но что-то близкое к эклектике современности.

Леонид Папагатто для итальянцев – имя нарицательное, собирательный образ авантюриста, который придумывает оригинальные способы отъёма денег у богатых, что роднит его с Остапом Бендером. Глава большой и непутёвой семьи нашёл для себя странный род занятий – «синьор из общества». Он ходит по светским мероприятиям – презентациям, свадьбам, похоронам, втирается в доверие, банально воруя со столов еду и спиртное. Но всё это приносит ничтожно мало денег, да и размах не тот.

Молодые актёры набирают высоту.
Молодые актёры набирают высоту. Фото: Telegram-канал "Министерство культуры Приморья"

Наконец, Папагатто становится основателем фонда помощи бедным. «Полковник» разыгрывает целое представление, где роли сирых и убогих играет его семья. На огонёк летят состоятельные благотворители. Закручивается сюжет, наполненный искромётным юмором, криминалом, сплошным притворством, найдётся место и большой любви. С одной стороны – «театр нищих» – незаконная жена Леонида Валерия и их незаконные дети. С другой – состоятельная дама Илона Чибор, через неё в дом Папагетто попадает сын-убийца, а затем и убиенный. Пока догадаются, кто главный злодей, зрители повеселятся от души.

Сложнее, чем драма

Кто-то из великих сказал, что комедию нужно играть как трагедию, тогда публика будет смеяться и верить. Лёгкий жанр в спектакле Горьковки на поверку оказывается сложным – столько текста и столько движений в одну минуту! Большую роль играет хореография Анны Гилуновой, где зажигательно поют и танцуют сами актёры. Привет итальянской эстраде в духе Челентано!

«Редкие артисты высочайшего класса могли играть такую литературу, такой сюжет – от Луи де Фюнеса до Евгения Леонова, – делится Ефим Звеняцкий, вспоминая и фильм 80-х годов на основе итальянской пьесы – «Миллион в брачной корзине», где блистал Михаил Ширвиндт. Наша задача – приблизиться к ним, но не уподобляться, оставаясь похожими на самих себя». 

«Проверка на зрителя состоялась – публика ответила взаимностью на наши реплики!» – сказал выступивший режиссёром постановки актёр Сергей Лисинчук в дни премьеры, оговорившись, что назначение на роль Папагатто – не  личное, а коллективное решение.

«Комедию играть намного тяжелее, чем драматическую историю. Каждая импровизация должна быть подготовлена. Сейчас, когда мы «плаваем» в ролях, наслаждаемся», – добавил режиссёр и актёр.

«Валерия Папагатто, как и любая женщина, любит своего мужа и семью, желает быть счастливой. Юмор и лёгкость заложены в самой пьесе, в процессе репетиций нам нужно было поверить в предлагаемые обстоятельства и оправдать их для себя. Было много смешного!» – ответила актриса Марина Волкова.

Ефим Звеняцкий отметил слаженность актёрского ансамбля. По его словам, многие открылись в этой постановке с неожиданной стороны.

«Дарья Бузницкая (Фьорелла) проявила себя как настоящая актриса, набрал высоту и Евгений Сидоров (тот самый злодей-кузен). Всех удивили Сергей Лисинчук, сильные и прекрасные Марина Волкова и Валерия Запорожец (сестра Матильда). А Владислав Яковлев перерос планку выпускника института искусств».

«Комедия – трудноуловимый жанр», – согласился Ефим Звеняцкий. 

Искромётная премьера, где много юмора, красоты, полёта фантазии, масса экспериментальных находок, весьма гармонирует с наступающей весной. Зрители признались, что на спектакле зарядились тёплой энергией, как будто сбросив тяжёлые шубы и сапоги, переодевшись в лёгкое и светлое.

Кстати

«Для картины «Миллион в брачной корзине» снимался проход героя по набережной в Неаполе. Я был итальянцем, а Неаполем была Одесса. Согнали неаполитанцев – 200 одесских евреев, одели их в якобы итальянскую одежду и колоритно расставили по набережной», – вспоминал Александр Ширвиндт о своей любимой роли.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах