Карнавал в двух действиях – «Моя профессия – синьор из общества» (12+) показали к началу весны в Приморском академическом театре драмы имени Горького. Спектакль поставлен по известной итальянской пьесе, написанной в середине XX века. В своё время лишь одно её название обеспечивало аншлаг очередной постановке. История не теряет актуальности. Главный герой – обаятельный авантюрист – во все времена вызывает симпатию у публики.
От блеска до нищеты
Энергичная и заводная «Сарагина-румба» впервые прозвучала в фильме Феллини «Восемь с половиной». От популярной мелодии даже в современной обработке веет атмосферой Италии 50-х годов прошлого века. В ту эпоху и была сочинена пьеса Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабузи «Моя профессия – синьор из общества».
Но, как заметил художественный руководитель театра, лауреат премии «Золотая маска» Ефим Звеняцкий, в спектакле соединены огромные пласты времени.
«Спектакль путешествует, «пробегается» по векам, стремительно врываясь в третье тысячелетие», – сказал режиссёр-постановщик карнавала в двух действиях.
Под звуки «Сарагины-румбы» на сцену из глубины зала поднимаются персонажи масок старинного итальянского театра, одетые в роскошные бальные костюмы. Зритель оказывается в эпицентре светского карнавала, в анонсах к спектаклю его назвали дефиле. Танцевальные движения героев (а за каждой маской скрывается действующее лицо) словно пародируют кукол-марионеток. Публика переносится вглубь неаполитанских кварталов – в скромную, но не лишённую вкуса квартирку итальянской семьи. В костюмах – полная неразбериха, но что-то близкое к эклектике современности.
Леонид Папагатто для итальянцев – имя нарицательное, собирательный образ авантюриста, который придумывает оригинальные способы отъёма денег у богатых, что роднит его с Остапом Бендером. Глава большой и непутёвой семьи нашёл для себя странный род занятий – «синьор из общества». Он ходит по светским мероприятиям – презентациям, свадьбам, похоронам, втирается в доверие, банально воруя со столов еду и спиртное. Но всё это приносит ничтожно мало денег, да и размах не тот.

Наконец, Папагатто становится основателем фонда помощи бедным. «Полковник» разыгрывает целое представление, где роли сирых и убогих играет его семья. На огонёк летят состоятельные благотворители. Закручивается сюжет, наполненный искромётным юмором, криминалом, сплошным притворством, найдётся место и большой любви. С одной стороны – «театр нищих» – незаконная жена Леонида Валерия и их незаконные дети. С другой – состоятельная дама Илона Чибор, через неё в дом Папагетто попадает сын-убийца, а затем и убиенный. Пока догадаются, кто главный злодей, зрители повеселятся от души.
Сложнее, чем драма
Кто-то из великих сказал, что комедию нужно играть как трагедию, тогда публика будет смеяться и верить. Лёгкий жанр в спектакле Горьковки на поверку оказывается сложным – столько текста и столько движений в одну минуту! Большую роль играет хореография Анны Гилуновой, где зажигательно поют и танцуют сами актёры. Привет итальянской эстраде в духе Челентано!
«Редкие артисты высочайшего класса могли играть такую литературу, такой сюжет – от Луи де Фюнеса до Евгения Леонова, – делится Ефим Звеняцкий, вспоминая и фильм 80-х годов на основе итальянской пьесы – «Миллион в брачной корзине», где блистал Михаил Ширвиндт. Наша задача – приблизиться к ним, но не уподобляться, оставаясь похожими на самих себя».
«Проверка на зрителя состоялась – публика ответила взаимностью на наши реплики!» – сказал выступивший режиссёром постановки актёр Сергей Лисинчук в дни премьеры, оговорившись, что назначение на роль Папагатто – не личное, а коллективное решение.
«Комедию играть намного тяжелее, чем драматическую историю. Каждая импровизация должна быть подготовлена. Сейчас, когда мы «плаваем» в ролях, наслаждаемся», – добавил режиссёр и актёр.
«Валерия Папагатто, как и любая женщина, любит своего мужа и семью, желает быть счастливой. Юмор и лёгкость заложены в самой пьесе, в процессе репетиций нам нужно было поверить в предлагаемые обстоятельства и оправдать их для себя. Было много смешного!» – ответила актриса Марина Волкова.
Ефим Звеняцкий отметил слаженность актёрского ансамбля. По его словам, многие открылись в этой постановке с неожиданной стороны.
«Дарья Бузницкая (Фьорелла) проявила себя как настоящая актриса, набрал высоту и Евгений Сидоров (тот самый злодей-кузен). Всех удивили Сергей Лисинчук, сильные и прекрасные Марина Волкова и Валерия Запорожец (сестра Матильда). А Владислав Яковлев перерос планку выпускника института искусств».
«Комедия – трудноуловимый жанр», – согласился Ефим Звеняцкий.
Искромётная премьера, где много юмора, красоты, полёта фантазии, масса экспериментальных находок, весьма гармонирует с наступающей весной. Зрители признались, что на спектакле зарядились тёплой энергией, как будто сбросив тяжёлые шубы и сапоги, переодевшись в лёгкое и светлое.
Кстати
«Для картины «Миллион в брачной корзине» снимался проход героя по набережной в Неаполе. Я был итальянцем, а Неаполем была Одесса. Согнали неаполитанцев – 200 одесских евреев, одели их в якобы итальянскую одежду и колоритно расставили по набережной», – вспоминал Александр Ширвиндт о своей любимой роли.