Ежегодно в июле в мире отмечают день святой Вероники, которую считают покровительницей фотографии.
Праздник набирает популярность и в России. Сегодня интернет переполнен снимками на любой вкус. Но означает ли повальное увлечение фотографией, чаще связанное с образом себя любимого, рост профессионального уровня? Чем художественный снимок отличается от обычного? Как мастера пейзажа болеют душой за родное Приморье? Об этом рассказал Виталий БЕРКОВ, неоднократный лауреат и победитель российских и международных фотоконкурсов, участник фестивалей, экологических проектов.
Бог фотографа - свет
- В инстаграмм многие выкладывают фотоотчёты буквально по минутам. Такая болезненная страсть может перерасти во что-то более значимое?
- С развитием техники у каждого появилась возможность купить камеру, но это не делает из людей фотохудожников. Нужно вкладывать душу, чувство и понимать, что и зачем ты снимаешь. А как чаще получается? Красивый закат - все схватились за айфоны и… выложили в интернет одинаковый кадр.
- Старые мастера сетуют: раньше фотография была искусством избранных, а сейчас - сплошная обработка…
- Но и в далёком прошлом использовали плёнки с разным типом светочувствительности, применяли окрашивание. Многие сегодня фотографируют плёнкой для лучшей передачи атмосферы. Но я увлекаюсь съёмкой пейзажей, где важны краски. Обрабатывает снимки на компьютере большинство моих коллег.
- От дороговизны техники зависит успех?
- Всего на 30-40%. Для меня фотоаппарат - просто инструмент. В первую очередь, нужны способности, желание, и большая практика. Бог фотографа - свет. Прямое солнце для него ужас, лучше утреннее и вечернее, или когда лучи пробиваются сквозь облака. Ночная съёмка невозможна без звёзд. Одна из моих удач - работа «В бухте синего дрозда», когда удалось запечатлеть Млечный путь. Владивосток принято называть фотогеничным городом, однако в плане поиска света он чрезвычайно сложен. Снимки с туманами интересны, но когда романтическое явление природы держится большую часть лета - надоедает, да и мешает фотографировать. Но всё-таки город у нас особенный: сопки, море, своя неповторимая атмосфера.
Требуется всё дикое
- Вы можете назвать себя профессиональным фотографом?
- В детстве я снимал на обычную камеру с плёнкой, чтобы просто запечатлеть друзей, знакомых. Профессионально занялся фотографией только пять лет назад. У меня появилась цель - не просто показывать красоту, но и улавливать в пространстве что-то интересное, необычное. С другой стороны, профессиональный фотограф - тот, кто превратил работу в хобби. Я фотографией не зарабатываю, по большей части занимаюсь узкопрофильной пейзажной съёмкой Приморского края. Это денег не приносит, у нас подобные работы никто не покупает, разве что в Москве.
- И каков выход?
- Для дальнейшего развития требуется оценка творчества, но не «лайками» в интернете, а живым профессиональным жюри. Нужно участвовать в конкурсах разного уровня, что я и делаю. Четвёртый год выставляю работы в городском проекте «Посмотри на Владивосток» - у меня уже шесть призовых кубков. Хорошим стимулом к росту стал конкурс «Дикая природа России», где из 40 тысяч работ российских коллег отобрали 190, и сразу три моих фотографии.
- Сложно попасть на подобные конкурсы?
- Условия достаточно жёсткие. На снимке должна быть только первозданная природа, ничего окультуренного, никаких людей и прирученных животных. Требуется всё дикое - камни, растения, пейзажи... Дабы получить заветный оригинальный кадр, приходится идти на разные ухищрения, продумывать всё до мелочей, выжидать нужный момент, «ловить» идеальный свет. Постановка играет большую роль, но иногда лучшие снимки получаются экспромтом. Однажды на Русском острове я караулил сокола-сапсана. Откуда ни возьмись, выпорхнула серая цапля, один из кадров получился удачным, его и отобрали на «Дикую природу». Понравилась жюри «Страна пауков» - такой образ создали многочисленные паутины на низких кустарниках. Отметили «Красные валуны» на полуострове Шкота.
- У вас большинство фотографий в цвете. А есть чёрно-белые?
- Такие снимки хороши для портретов. Но изредка бывает, что и пейзажи неплохие получаются. В прошлом году по инициативе Сергей ШОЙГУ и Русского географического общества учреждён конкурс «Самая красивая страна». Прислали около 400 тысяч фотографий, из них отобраны сотни, в том числе моя чёрно-белая «Зазеркалье», снятая в бухте Триозёрье.
По нехоженым тропам
- Остров Русский - ваша давняя любовь?
- За пять лет я исследовал его вдоль и поперёк. Здесь произошли большие перемены. К примеру, бухта Песчанка недавно была дикой, сейчас все пляжи людные, освоенные, несмотря на плохую дорогу, всё забито машинами. А до постройки моста на Песчанке можно было неделю просидеть и не встретить ни одного человека. Отношение к природе безобразное, люди в этом плане культурно необразованны. Раньше был мусор, который приносило море, а сегодня это - дело рук отдыхающих, волонтёры не успевают разгребать кучи. В итоге погибает растительность, засыхают деревья, животные уходят с насиженных мест. Боюсь, что это может обернуться катастрофой.
- Вы хорошо знаете наш край?
- С фотоаппаратом обошёл южное Приморье. Полуостров Гамова, Лазовский заповедник, остров Петрова. Держу курс на север. У нас, слава богу, ещё много диких мест, неизученных вершин, водопадов. Кстати, один из самых высоких водопадов расположен на севере, называется он Чёрный шаман (33 метра - авт.)
- Стоит развитием туристической инфраструктуры в дикой природе?
- Это палка о двух концах. С одной стороны - необходимо. Так, как это сделано в природных национальных парках Китая. Всё облагорожено, есть безопасные тропинки, канатные дороги ведут на вершины гор. Но для меня этот уже объект уже не дикий, тянет на нехоженые тропы.
- Как вы относитесь к таким популярным в народе достопримечательностям, как Пидан?
- Хотя место «попсовое», и людей там слишком много, Пидан - красивая вершин, куда всегда хочется возвращаться. Но в плане экологической просвещённости ничего не меняется, и это удручает.
- Закон об авторском праве фотохудожников защищает?
- Сегодня запрещено публиковать фотографии из интернета без разрешения автора, даже если они подписаны, использовать их в коммерческой деятельности, в газетах, журналах. Штраф за один снимок доходит до десяти тысяч рублей. Я часто сталкиваюсь с пиратством. Договариваюсь с людьми, выставляя минимальную сумму, обычно, не подавая в суд. Главное, чтобы они знали.
- А как насчёт глубокого исследования природы?
- В своё время понял, как бесперспективна у нас научная деятельность. Биологи, экологи, геологи не востребованы. Благодарный труд - работать в заповедниках. К слову, там много моих коллег по узкому профилю пейзажной съёмки. Оказывается, нас, снимающих дикую природу крайне мало - на фоне всеобщего увлечения фотографией.
ДОСЬЕ
Виталий Олегович Берков родился во Владивостоке в 1983 г. Окончил ДВГУ по специальности инженер-эколог. Участник, лауреат, победитель конкурсов «Дикая природа России», «Посмотри на Владивосток», «Первозданная Россия» и ряда других. Победитель дальневосточного фестиваля «Грань: путешествия, приключения, экстрим», полуфиналист международного фотоконкурса «Золотая черепаха». Первое место в номинации «Город» всероссийского фотоконкурса «Epson Планета цвета». Женат, воспитывает дочь.
КСТАТИ
Рассвет во Владивостоке, по мнению Виталия Беркова, лучше снимать в сквере Веры и Надежды на проспекте Столетия или на Шаморе. Само по себе место не значимо, важен образ и то, что точек для съёмки рассвета в городе практически нет, ведь большая часть столицы Приморья выходит на закат.
Елена ЖУКОВА
Фото Виталия БЕРКОВА